19 апреля, пятница | Аналитика | б.Украина | Политика | Интервью | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Напуганные Соросом: кто и зачем пугает Азербайджан «новым СССР»? Напуганные Соросом
Так ли страшна интеграция?
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии Родина (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю
История принадлежит великим историческим общностям, а не бумажным лимитрофам, созданным волею руки вполне конкретных людей для вполне конкретных целей. Стоит взглянуть на карту и всё станет яснее. Какой союз внутри ЕС первым приходит на ум? Вышеградская ч Галицийский прорыв вен
Грязные бумаги, грязные дела
Владимир Путин сравнил Россию с плавильным котлом – гласят заголовки СМИ. Выступая на форме Валдай, российский лидер заявил о том, что Россия, как и США, тоже плавильный котёл, состоящий из множества общностей. Однако из сказанного далее следует, что пр “Плавильный котёл” для России?
Слово не воробей
Афганистан: США бежали. Что дальше? Афганистан: США бежали. Что дальше?
Талибан порядка или США хаоса?
23 марта 2022 года в Центральном Доме Ученых РАН, Фонд имени Фиделя Кастро и Российское общество дружбы с Кубой провели в круглый стол, посвященный 60-летию плана операции «Нортвудс» США против Кубы. В мероприятии приняли участие и выступили с докладами р «Нортвудс», далее везде
Операции США под ложным флагом
Американские военные требуют от Россия отказаться от системы ответного ядерного удара под названием «Периметр», которую на западе прозвали «Мертвая рука». В Вашингтоне хотят запретить нашей стране использование этого уникального комплекса, который в случа Кого пугает «мёртвая рука»?
Будет вам ответка!
8 октября 2021 года в Доме общественных организаций состоялся круглый стол на тему «Сетевые войны на постсоветском пространстве. Вмешательство и разрушение государств со стороны Запада». В мероприятии приняли участие эксперты из стран, ощутивших на себе и Сетевые войны: осознать и действовать
Война сетей
Сегодня, 27 апреля 2023 года, исполняется 60 лет с начала исторического визита Фиделя Кастро в СССР. Этот визит заложил тот прочный фундамент, на котором в наши дни, на новом этапе, возможно выстраивание российско-кубинских отношений. Именно это станет гл Воплощение образа Зевса и символ борьбы за свободу
Россия и Куба!
Один из организаторов Русской весны в Харькове, лидер организации «Русь Триединая» Сергей Моисеев о том, почему главный центр Слобожанщины не был взят в первые дни специальной военной операции, ренегатах и предателях внутри харьковской верхушки Почему до сих пор не взяли Харьков
СВО и многовекторность
Муратов: Успехи Донбасса должны побудить жителей Украины к борьбе против киевского режима Муратов: Успехи Донбасса должны побудить жителей Украины к борьбе против киевского режима
Убрать таможню?
В Москве прошла международная конференция «Турецкий фактор закавказской политики: влияние на Азербайджан, роль Армении и Турции как христианских государств». Ведущие интеллектуалы из Турции, Азербайджана, Армении, Грузии и России обсудили очень сложные во Турецкий фактор закавказской политики: от продвижения западных интересов к евразийской геополитике
Что ждать Закавказью?
Экспертный круглый стол на тему «Американская стратегия “Анаконды”: угроза включения Закавказья в пояс нестабильности» состоялся 13 сентября 2022 года в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Участник Закавказье: сплотиться против «Анаконды»
Кльца сжимаются
Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе
Кавказ и русские: спасти или потерять Россию?
Западный мир перешел в фазу саморазрушения, деиндустриализация и экономическая рецессия в Германии, проблемы США с колоссальным госдолгом, которые нельзя разрешить, неспособность Запада нанести поражение России в конфликте на Украине даже совокупными усил Россия открывает ворота на Юг
Новый виток развития
Валерий Коровин, новая книга, Конец Европы. Вместе с Россией на пути к многополярности, издательство Родина, презентация Европу спасёт Русское чудо
Конец или начало?
россия, куба, президент отель, многополярный мир, Российско-кубинские отношения в свете становления многополярного мира, Валерий Коровин, Александр Дугин, Сергей Бабурин, Сергей Миронов Россия и Куба: вместе против расчеловечивания и однополярности
Удар в брюхо США
Широко известный факт – о реальном, а не показном благополучии той или страны можно судить по двум простым параметрам: отношению к старикам и отношению к детям. Как же обстоит с этим дело в самой благополучной, по собственному утверждению, стране мира – С Ежедневно 60 тысяч детей в США отправляются за решетку
Жестокость к детям – это закон в США
6 октября 2023 года в Бишкеке состоялось выездное заседание Всемирного Форума «Новая эпоха – новые пути», приуроченное к саммиту СНГ, который пройдет в Кыргызской Республике 13 октября 2023 года. Мероприятие организовано Международной организацией евразий «Новая эпоха – новые пути»: шаг к укреплению многополярности
Ради будущего Евразии
В последнее время всё чаще в новостных лентах фигурируют сообщения о произволе, беспределе и преступлениях, совершаемых либо мигрантами, либо «новыми россиянами», лишь недавно получившими  паспорт гражданина РФ.  Большинство обозревателей отмечают самоуве Трудовые будни самарской миграционки
Русские возвращаются?
Приближается православный праздник – Крещение Господне. В этот день по всей России и далеко за её пределами верующие совершают омовение.   Вместе с тем, в наших холодных широтах Крещенские купания – истинное испытание. Настоящий подвиг для тех, кто в обыч Крещенские купания: как относиться, как подготовиться и… начать моржевать?
Моржи моржуют!
Поэтический вечер члена Союза Писателей России и Союза Писателей Донецкой Народной Республики Натальи Макеевой прошёл в конце 2023 года в московском клубе «Бункер на Лубянке» http://evrazia.org/news/49267.  Мероприятие получило название «Мы снова стали не Вечер «непокорных» в «Бункере на Лубянке»
Z-поэзия или... ?
Одним из неочевидных результатов начала в 2022 году Специальной военной операции ВС России на территории бывшей Украины стал выход поэтов, пишущих о современной войне, из маргинального поля. При том, что литературный процесс, связанный начавшимися в 2014 Пропуская сквозь себя войну
Для кого эти стихи?
Специальная военная операция ВС России на территории бывшей Украины продолжается уже два года. За это время она приобрела поистине всенародный характер. Приложением нечеловеческих усилий сотен тысяч людей на фронте и в тылу русская армия медленно, но верн Награда для современных последователей Ковпака
Награда найдёт героев!
Спустя более чем год после начала Специальной военной операции ВС России бывшей Украины появляется всё больше свидетельств недостатков российской армии, которые высветила СВО.   Причин много. По мнению ряда экспертов главная – Россия слишком давно полноце Ошибки СВО: осознать и победить
СВО: начало
14 декабря 2022 года российские хакеры из группировки «Anarchist Kombatant» взломав сайт украинского военного командования получили доступ к спискам 35 тысяч 382 военнослужащих ВСУ, которые числятся как «пропавшие без вести». Едва ли генерал Залужный и ве Фронтовики или подопытные кролики?
ВСУшник, где твои почки?
22 марта 2024 года в одном из крупнейших концертных залов Москвы обычные мирные люди, пришедшие послушать песни известной музыкальной группы «Пикник», были жестоко убиты и ранены группой радикалов. На сегодняшний день – 144 погибших, более 500 пострадавши Уроки «Крокуса»
Кто истинный враг?
14 июня 2022 года, в день рождения знаменитого кубинского команданте в Москве в Доме учёных состоялся круглый стол на тему «Че Гевара: идея справедливости и её перспективы», который провели которых Фонд имени Фиделя Кастро, Российское общество дружбы с Ку Че Гевара: его боялись США
Жизнь и смерть ради справедливости
В конце 2021 года в Москве прошел благотворительный вечер в честь презентации Фонда содействия развитию русско-кубинских отношений имени Фиделя Кастро.  Организация была создана полгода назад общественными деятелями и экспертами, чья жизнь и работа связан Россия-Куба: вместе мы создаем многополярный мир
Москва-Гавана: новое измерение
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Сильное обычное право


В начале XXI века на фоне слабости официального ислама в республике возросло число сторонников ваххабизма, что, как это понятно, рано или поздно должно было о себе дать 1 сентября 2011, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
Издревле укоренившееся среди адыгов обычное право не позволило им подвергнуться исламизации, как это произошло с другими северокавказскими народами

Около половины населения Кабардино-Балкарской Республики исповедует ислам. При этом древнейшей формой религии у кабардинцев, которых, следует отметить, в современной республике проживает гораздо больше, нежели балкарцев, было язычество с его непременными атрибутами - многобожием, почитанием «священных мест», культом природных стихий, верой в загробную жизнь, культом предков и домашнего очага.

В первой половине XIX века балкарцы уже были полностью исламизированы. Но об ортодоксальности их верований тоже не приходится говорить, так как и у них новая религия наслоилась на пережитки язычества и христианства.

Предки кабардинцев поклонялись многочисленным божествам, совершали в их честь различные обряды, в святилищах. Как и у других народов, исповедовавших языческую религию, у кабардинцев можно выделить три основных слоя божеств: общенациональные, региональные и племенные, семейные.

Общенациональными божествами у адыгов были великий бог Тхашхо (ТхьэшхуЗ) - демиург, создатель Вселенной, бог неба Уашхо (Уащхъуэ), бог души Псатха (ПсэтхьЗ), бог плодородия Тхагаледж (Тхьэгьэлэдя) бог огня и патрон кузнецов Тлепш (Лъэлщ), бог леса и покровитель охотников Мазитха (МэзытхьЗ), покровитель наездников Зекотха (Зэк1уэгхьэ), покровитель овец Амыш (Амыщ) и другие.

Особое место в пантеоне адыгских божеств отводилось богу молнии и грома - Шибла (ЩыблЗ). Почитание этого бога и страх перед ним предки сегодняшних кабардинцев выразили в словах: «Если бог Шибла рассердится, то вряд ли Тхашхо найдет себе место, куда бы укрыться». Обряд почитания этого бога сопровождался танцем в его честь, а человек или животное, пораженные молнией, признавались священными. Их трупы не подвергались захоронению, но в особых гробах вывешивались на деревьях, под которыми люди веселились и праздновали тризну в течение трех дней.

В свою очередь предки балкарцев исповедовали религию, сходную в общих чертах с язычеством древних адыгов. Верховное божество называлось Тейри, а все вышеперечисленные адыгские божества имели балкарских аналогов, которые выполняли те же функции и даже обликом не различались. Приведем некоторые соответствия: Тлепш - Тейри, Амыш - Аймуш, Тхагаледж - Даулет и Эрирей.

Длительное совместное проживание оставило глубокий след в культуре балкарцев и кабардинцев, не обойдя стороной и религиозную составляющую. С древнейших времен у адыгов и тюрок начало складываться обычное право - адыгэ хабзэ или адат, которое регулировало взаимоотношения между людьми. До сих пор обычное право горцев оказывает большее влияние на их поведение, чем религиозные и правовые предписания более позднего неавтохтонного происхождения. Несмотря на попытки некоторых современных авторов возвести религию древнейших тюрок в статус монотеистической религии - тенгрианства, оснований для столь широких выводов нет, а язычество с известными отличиями у разных народов Кавказа все же было в основе своей общекавказским феноменом.

Начиная с IV века из городов Таманского и Крымского полуостровов к адыгам стали проникать христианские проповедники. Христианская Грузия также прилагала немалые усилия по распространению православия среди северокавказских горцев. Но главная заслуга в распространении христианства в адыгской среде принадлежит, бесспорно, Византии. На рубеже VII и VIII веков центром одной из христианских епархий Константинопольского патриархата стал город Никопсия, находившийся на территории расселения прибрежных адыгов - зихии. Лишь два века спустя появились первые обращенные адыги. Однако христианская проповедь имела небольшой успех у приморских адыгов-зихов, и весьма эффективно распространялась в среде закубанских адыгов-касогов.

Дополнительным импульсом, обеспечившим распространение православного христианства среди адыгов, стала Тмутараканская Русь. Тем не менее, далеко не все адыги исповедовали христианскую религию, несмотря на широкое проникновение ее в их ареал проживания; христианство у них в значительной степени сочеталось со старыми, языческими представлениями.

Упадок православия пришелся на XIII-XV века, что можно объяснить резким сокращением контактов с христианскими странами - Грузией, Русью и Византией.

Справедливости ради необходимо отметить, что католики тоже пытались распространить свою проповедь среди адыгов. В 1320 году Папа Иоанн XXII утвердил в Каффе (ныне - Феодосия) епископскую кафедру, что стало началом распространения католицизма среди народов Северного Кавказа. С 1439 года в городе Матреге (ныне - станица Таманская Краснодарского края) проживал католический архиепископ, которому подчинялись две епископские кафедры. Однако захват Османской империей генуэзских владений в Крыму в 1475 году обрек попытку распространения католицизма на Кавказе на полную неудачу.

Следы христианства, между тем, продолжали бытовать у горцев Кабардино-Балкарии. Вплоть до середины XIX века в Кабарде и Балкарии можно было обнаружить евангелия, а до конца XIX века перед домом и другими хозяйственными постройками ставили крестообразное изображение (пып-хэ, бодуркъУ), которое делало их, по народным представлениям, неприкосновенными.

Название отдельных дней недели у кабардинцев и балкарцев также свидетельствуют об остатках христианства. Особое уважение оказывалось христианскому св. Георгию, именем которого балкарцы называли вторник (балк. геуургв кюф). А именем Девы Марии назван не только день недели - пятница (каб. л/эрей), но и многие места, почитавшиеся священными. Летом деве Марии посвящали особый праздник, а пятница считалась у кабардинцев и балкарцев нерабочим днем.

Упадок христианства облегчил проникновение в среду адыгов ислама. На территорию Кабардино-Балкарии он проник уже к XIV веку. Об этом свидетельствуют руины Нижне-Джулатской кирпичной мечети ХIII-ХIV веков с остатками минарета и погребальным склепом под полом, значительные размеры которой позволяют считать ее соборной. Интенсивное проникновение ислама связано с усилением крымского влияния в регионе. Крымские ханы Девлет-Гирей и Хаз-Гирей распространяли магометанскую веру «огнем и мечом». В XVIII веке ислам стал господствующей религией кабардинцев.

В связи с тем, что в адыгской среде регулирование многих общественных отношений осуществлялось на основе обычного права - адыгэ хабзэ, исламу не было позволено вторгаться в те сферы жизни и быта, которые традиционно и довольно успешно им регулировались. Поэтому-то народы адыго-черкесской группы так и не стали ортодоксальными мусульманами, как это имело место в других регионах Северного Кавказа.

Проникновение ислама в Балкарию произошло гораздо позже - во второй половине XVIII века. А в первой половине XIX века балкарцы уже были полностью исламизированы. Но об ортодоксальности их верований тоже не приходится говорить, так как и у них новая религия наслоилась на пережитки язычества и христианства.

Фундаменталисты действуют не только чисто исламскими средствами, но используют и идеологию пантюркизма - в ее специфическом обличий тюрко-исламского синтеза.

Кроме того, проповедники ислама в Кабарде и Балкарии следовали положениям ханафитского мазхаба, который в качестве одного из источников права использует урф - местный обычай. В рамках этого мазхаба местным обычаям придавалась более значительная весомость там, где исламом не предписывалось никаких обязательных правил, а потому, благодаря практическому применению этого принципа, различные обычаи, встречающиеся во всем многообразии культур внутри исламского мира вошли в правовые системы различных стран, и, как сетует один из современных последователей фундаменталистского ислама Абу Амина Биляль Филипс, стали ошибочно считаться Исламскими. Многие требования кабардинского адыгэ хабзэи и балкарского адег (ада-ты) оказались интегрированными в состав шариатских предписаний.

XIX век вошел в историю народов Северного Кавказа под знаком Кавказской войны, в которой народы Кабарды и Балкарии в основном участвовали на российской стороне. Установление российской государственности не принесло сколь-либо заметных изменений в повседневный образ жизни северокавказских мусульман. Были сохранены адатные суды, традиционная система образования (мектебы и медресе). Более того, царское правительство полагало, что, поддерживая традиционную для горцев религию, оно обеспечит себе стабильность. Так, если в 1912 году в Кабарде и Балкарии было 66 школ-медресе, в которых обучался 151 человек, а спустя два года количество медресе увеличилось до 97, а контингент учащихся в них возрос до 1500 человек.

Положение мусульман Кабардино-Балкарии изменилось в годы Советской власти. Большевики не скрывали, что ислам, как и любая другая религиозная система - «опиум для народа», а потому, несмотря на объявленную в стране свободу совести, повсеместно начались гонения на религиозных деятелей и простых мусульман, многие из которых угодили под каток репрессий. Еще больший урон нанесла высылка балкарцев с мест своего проживания на Урал и в Среднюю Азию в 1944 году. Этот тяжелый опыт заставил многих балкарцев повернуться к исламу в поисках утешения.

«Перестройка» и первое десятилетие после развала Советского Союза ознаменовались для Кабардино-Балкарии своеобразным мусульманским ренессансом. В декабре 1989 года в результате раскола ДУМ Северного Кавказа было создано Духовное управление мусульман Кабардино-Балкарской республики. Масштабные же преобразования в религиозной сфере в Кабардино-Балкарии начались с 1991 году, когда в Нальчике открылась первая официальная школа-медресе, переименованная в 1993 году в Исламский институт.

Большую поддержку возрождению и развитию ислама в КБР оказали арабские страны. Около сотни студентов из Кабардино-Балкарии получили возможность получить образование в исламских центрах Саудовской Аравии, Египта, Сирии, Иордании. Некоторые студенты обучаются в Турции и Пакистане.

Определенную поддержку мусульманским общинам республики оказали «благотворительные» арабские организации, такие как Международная организация «ал-Игасса» (Саудовская Аравия), Всемирная ассамблея исламской молодежи «ан-Надва» и др. При содействии саудовского правительства в Нальчике был создан Центр исламской молодежи и отделение известной своим радикализмом Международной организации по спасению ислама «Да'уат». На деле все эти организации не столько преследовали цель возрождения ислама, сколько пытались создать в республике непримиримое к российской действительности экстремистское подполье, готовое выполнять требования зарубежных заказчиков.

В начале XXI века на фоне слабости официального ислама в республике возросло число сторонников ваххабизма, что, как это понятно, рано или поздно должно было о себе дать. Примечательно, что ваххабиты располагают существенными материальными ресурсами, а официальная религия живет на пожертвования прихожан и таких средств не имеет.

«Вершиной», если можно так выразиться, деятельности исламистов в Кабардино-Балкарии стало нападение на столицу республики Нальчик 13 октября 2005 года. Ответственность за это террористическую акцию взяла на себя группировка «Кавказский фронт», базировавшаяся, между прочим, в Чечне. Впрочем, руководство нападавшими осуществлял лидер ваххабитского подполья Кабардино-Балкарии Анзор Астемиров.

Следует отметить, фундаменталистская проповедь находит больший отклик в балкарской среде, нежели в кабардинской. Дело в том, что фундаменталисты действуют не только чисто исламскими средствами, но используют и идеологию пантюркизма - в ее специфическом обличий тюрко-исламского синтеза.


С. Е. Бережной  
Комментарии:
Оставить комментарий (2)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Возрастное ограничение: 18+ Валерий Коровин Конец Европы Вместе с Россией на пути к многополярности издательство Родина

Валерий Коровин Кавказ без русских удар с юга издательство Родина

Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Александр Дугин. Ноомахия. Логос Европы

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 
Рейтинг@Mail.ru