19 апреля, пятница | Аналитика | б.Украина | Политика | Интервью | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Напуганные Соросом: кто и зачем пугает Азербайджан «новым СССР»? Напуганные Соросом
Так ли страшна интеграция?
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии Родина (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю
История принадлежит великим историческим общностям, а не бумажным лимитрофам, созданным волею руки вполне конкретных людей для вполне конкретных целей. Стоит взглянуть на карту и всё станет яснее. Какой союз внутри ЕС первым приходит на ум? Вышеградская ч Галицийский прорыв вен
Грязные бумаги, грязные дела
Владимир Путин сравнил Россию с плавильным котлом – гласят заголовки СМИ. Выступая на форме Валдай, российский лидер заявил о том, что Россия, как и США, тоже плавильный котёл, состоящий из множества общностей. Однако из сказанного далее следует, что пр “Плавильный котёл” для России?
Слово не воробей
Афганистан: США бежали. Что дальше? Афганистан: США бежали. Что дальше?
Талибан порядка или США хаоса?
23 марта 2022 года в Центральном Доме Ученых РАН, Фонд имени Фиделя Кастро и Российское общество дружбы с Кубой провели в круглый стол, посвященный 60-летию плана операции «Нортвудс» США против Кубы. В мероприятии приняли участие и выступили с докладами р «Нортвудс», далее везде
Операции США под ложным флагом
Американские военные требуют от Россия отказаться от системы ответного ядерного удара под названием «Периметр», которую на западе прозвали «Мертвая рука». В Вашингтоне хотят запретить нашей стране использование этого уникального комплекса, который в случа Кого пугает «мёртвая рука»?
Будет вам ответка!
8 октября 2021 года в Доме общественных организаций состоялся круглый стол на тему «Сетевые войны на постсоветском пространстве. Вмешательство и разрушение государств со стороны Запада». В мероприятии приняли участие эксперты из стран, ощутивших на себе и Сетевые войны: осознать и действовать
Война сетей
Сегодня, 27 апреля 2023 года, исполняется 60 лет с начала исторического визита Фиделя Кастро в СССР. Этот визит заложил тот прочный фундамент, на котором в наши дни, на новом этапе, возможно выстраивание российско-кубинских отношений. Именно это станет гл Воплощение образа Зевса и символ борьбы за свободу
Россия и Куба!
Один из организаторов Русской весны в Харькове, лидер организации «Русь Триединая» Сергей Моисеев о том, почему главный центр Слобожанщины не был взят в первые дни специальной военной операции, ренегатах и предателях внутри харьковской верхушки Почему до сих пор не взяли Харьков
СВО и многовекторность
Муратов: Успехи Донбасса должны побудить жителей Украины к борьбе против киевского режима Муратов: Успехи Донбасса должны побудить жителей Украины к борьбе против киевского режима
Убрать таможню?
В Москве прошла международная конференция «Турецкий фактор закавказской политики: влияние на Азербайджан, роль Армении и Турции как христианских государств». Ведущие интеллектуалы из Турции, Азербайджана, Армении, Грузии и России обсудили очень сложные во Турецкий фактор закавказской политики: от продвижения западных интересов к евразийской геополитике
Что ждать Закавказью?
Экспертный круглый стол на тему «Американская стратегия “Анаконды”: угроза включения Закавказья в пояс нестабильности» состоялся 13 сентября 2022 года в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Участник Закавказье: сплотиться против «Анаконды»
Кльца сжимаются
Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе
Кавказ и русские: спасти или потерять Россию?
Западный мир перешел в фазу саморазрушения, деиндустриализация и экономическая рецессия в Германии, проблемы США с колоссальным госдолгом, которые нельзя разрешить, неспособность Запада нанести поражение России в конфликте на Украине даже совокупными усил Россия открывает ворота на Юг
Новый виток развития
Валерий Коровин, новая книга, Конец Европы. Вместе с Россией на пути к многополярности, издательство Родина, презентация Европу спасёт Русское чудо
Конец или начало?
россия, куба, президент отель, многополярный мир, Российско-кубинские отношения в свете становления многополярного мира, Валерий Коровин, Александр Дугин, Сергей Бабурин, Сергей Миронов Россия и Куба: вместе против расчеловечивания и однополярности
Удар в брюхо США
Широко известный факт – о реальном, а не показном благополучии той или страны можно судить по двум простым параметрам: отношению к старикам и отношению к детям. Как же обстоит с этим дело в самой благополучной, по собственному утверждению, стране мира – С Ежедневно 60 тысяч детей в США отправляются за решетку
Жестокость к детям – это закон в США
6 октября 2023 года в Бишкеке состоялось выездное заседание Всемирного Форума «Новая эпоха – новые пути», приуроченное к саммиту СНГ, который пройдет в Кыргызской Республике 13 октября 2023 года. Мероприятие организовано Международной организацией евразий «Новая эпоха – новые пути»: шаг к укреплению многополярности
Ради будущего Евразии
В последнее время всё чаще в новостных лентах фигурируют сообщения о произволе, беспределе и преступлениях, совершаемых либо мигрантами, либо «новыми россиянами», лишь недавно получившими  паспорт гражданина РФ.  Большинство обозревателей отмечают самоуве Трудовые будни самарской миграционки
Русские возвращаются?
Приближается православный праздник – Крещение Господне. В этот день по всей России и далеко за её пределами верующие совершают омовение.   Вместе с тем, в наших холодных широтах Крещенские купания – истинное испытание. Настоящий подвиг для тех, кто в обыч Крещенские купания: как относиться, как подготовиться и… начать моржевать?
Моржи моржуют!
Поэтический вечер члена Союза Писателей России и Союза Писателей Донецкой Народной Республики Натальи Макеевой прошёл в конце 2023 года в московском клубе «Бункер на Лубянке» http://evrazia.org/news/49267.  Мероприятие получило название «Мы снова стали не Вечер «непокорных» в «Бункере на Лубянке»
Z-поэзия или... ?
Одним из неочевидных результатов начала в 2022 году Специальной военной операции ВС России на территории бывшей Украины стал выход поэтов, пишущих о современной войне, из маргинального поля. При том, что литературный процесс, связанный начавшимися в 2014 Пропуская сквозь себя войну
Для кого эти стихи?
Специальная военная операция ВС России на территории бывшей Украины продолжается уже два года. За это время она приобрела поистине всенародный характер. Приложением нечеловеческих усилий сотен тысяч людей на фронте и в тылу русская армия медленно, но верн Награда для современных последователей Ковпака
Награда найдёт героев!
Спустя более чем год после начала Специальной военной операции ВС России бывшей Украины появляется всё больше свидетельств недостатков российской армии, которые высветила СВО.   Причин много. По мнению ряда экспертов главная – Россия слишком давно полноце Ошибки СВО: осознать и победить
СВО: начало
14 декабря 2022 года российские хакеры из группировки «Anarchist Kombatant» взломав сайт украинского военного командования получили доступ к спискам 35 тысяч 382 военнослужащих ВСУ, которые числятся как «пропавшие без вести». Едва ли генерал Залужный и ве Фронтовики или подопытные кролики?
ВСУшник, где твои почки?
22 марта 2024 года в одном из крупнейших концертных залов Москвы обычные мирные люди, пришедшие послушать песни известной музыкальной группы «Пикник», были жестоко убиты и ранены группой радикалов. На сегодняшний день – 144 погибших, более 500 пострадавши Уроки «Крокуса»
Кто истинный враг?
14 июня 2022 года, в день рождения знаменитого кубинского команданте в Москве в Доме учёных состоялся круглый стол на тему «Че Гевара: идея справедливости и её перспективы», который провели которых Фонд имени Фиделя Кастро, Российское общество дружбы с Ку Че Гевара: его боялись США
Жизнь и смерть ради справедливости
В конце 2021 года в Москве прошел благотворительный вечер в честь презентации Фонда содействия развитию русско-кубинских отношений имени Фиделя Кастро.  Организация была создана полгода назад общественными деятелями и экспертами, чья жизнь и работа связан Россия-Куба: вместе мы создаем многополярный мир
Москва-Гавана: новое измерение
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Соотношение дезинтеграционных и реинтеграционных процессов в политическом пространстве Кавказа


«Синдром малочисленного народа» («боязнь империи») как феномен общественного сознания на Кавказе проявляется издавна - он порожден и объективными, и субъективными факторами 29 ноября 2012, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
Анализ процессов политической реинтеграции на Кавказе необходимо осуществлять с позиций системного и комплексного геостратегического подхода, учитывая геополитические, геоэкономические и геокультурные факторы

Сложность вопроса о соотношении дезинтеграционных и реинтеграционных процессов в политическом пространстве обусловлена наличием множества факторов, влияющих на изменение политических тенденций. Сначала имеет смысл упомянуть религиозные факторы.

В плане процессов региональной (не межэтнической) интеграции и дезинтеграции стремление к религиозной идентичности на Западном Кавказе, как представляется, не играет особо значимой роли. Идея «исламской солидарности» на Северном Кавказе не имеет под собой реального основания, поскольку ислам разделен этническими перегородками. В этой связи возникновение на исламской основе квазигосударственных объединений маловероятно.

Идея иерархии этносов (господствующие - подвластные) в общественном сознании народов существовала, существует и популяризуется широкими возможностями информационных технологий, а также прочно внедряется в этническое сознание.

Как фактор межэтнической и конфессиональной интеграции на уровне региона конфессиональный фактор может проявить себя лишь в случае необдуманных или провокационных действий со стороны федеральных властей. В целом данный фактор вряд ли может быть эффективно использован для достижения политической стабильности в общественно-политической стабильности в регионе. Учитывая, что религия, особенно ислам, обретает все большее значение в общественно-политической жизни, следует делать акцент на мирном сосуществовании разных конфессий, на поиск диалога, в том числе в сфере политических взаимоотношений. Исходя из того, что религиозный фактор в рассматриваемом регионе - в плане региональной интеграции - ныне и в обозримой перспективе не имеет решающего значения, мы оставляем его без специального рассмотрения.

В политическом отношении существенным фактором дестабилизации Кавказа выступает иерархизация региональных отношений. Практически весь период истории региона между полным его вхождением в две трансконтинентальные империи - в Золотоордынскую (XIII - XIV века) и Российскую (XIX век) - идет непрерывная череда сменяющих друг друга доминант одних этнополитических образований другими. Предания о господствовавших народах и об угнетателях прочно сохранились в исторической памяти местных народов, которая в последние годы «освежается» посредством межэтнических историографических «войн».

Иными словами, идея иерархии этносов (господствующие - подвластные) в общественном сознании местных народов существовала, существует и популяризуется широкими возможностями современных информационных технологий, а также прочно внедряется в этническое сознание. И не только на Кавказе. Данный элемент традиционного этносознания был законсервирован советской практикой национально-государственного строительства, в котором этническая иерархия была узаконена. Во-первых, через статусную иерархию национальных образований (союзные республики, автономные республики, автономные области, автономные округа), а во-вторых, через административно-территориальную иерархию (автономные округа - непременно в составе краев и областей, автономные области - обязательно в составе краев и союзных республик, а автономные республики - всегда в составе союзных республик). На Кавказе, где издревле в социальной коммуникации привычно понятие «престижности», все это имело большое значение.

В этносознании кавказцев важнейшее место занимают внешние атрибуты (знаки) «престижности», по ним расценивалось и место «титульных» наций в иерархии советских народов. Это было сравнительно нетрудно. Например, автономные и союзные республики имели право на собственную конституцию, флаг и герб, а все прочие - нет. Та должность, которая в автономных округах и областях скромно называлась «зав.отделом исполкома», в АССР именовалась громким титулом «министр правительства». Да и само понятие «республика» куда престижнее слова «область».

Далее, автономные республики имели право на собственные издательства, а их «меньшие братья» должны были довольствоваться филиалами головных краевых издательств. Соответственно, в автономных областях и округах ученому, писателю «пробить» свое произведение (и, следовательно, реализовать свой потенциал), выпустить книгу по истории и культуре своего народа было намного тяжелее, чем в АССР. Кроме того, автономные республики имели право присваивать деятелям своей элиты почетные звания «заслуженный» и «народный», а автономные области и округа - нет (налицо неравноправность в шансах на получение наград равно одаренных граждан и на соответствующее повышение личного статуса). С учетом давно подмеченного особого отношения кавказцев к внешним знакам (государственным наградам, званиям, титулам, количеству выпущенных в государственном издательстве книг) как к самым популярным индикаторам «престижности» нетрудно догадаться, в каких регионах страны комплекс неполноценности ощущался целыми этническими элитами. В первую очередь, и это вполне естественно - интеллигенцией, которая ощущала свое неравенство особо болезненно. И именно она везде и всюду на советском пространстве становилась авангардом национальных движений в автономиях.

Неудовлетворенность местом своего этноса в советской иерархии народов давала довольно мощный импульс национальному движению. О мотивационной мощи рассматриваемого комплекса можно судить по тому, как при первой же либерализации советского режима (во время перестройки):

- автономные области стали провозглашать себя республиками (в России - четыре из пяти, в Азербайджане - Нагорно-Карабахская АО, в Грузии - Юго-Осетинская АО);

- почти все автономные республики попытались уравняться с союзными, убрав из своих официальных наименований определение «автономная»;

- все автономные области и округа России провозгласили себя самостоятельными субъектами Федерации, напрямую подчиняющимися федеральному Центру.

Это были вовсе не дезинтеграционные тенденции (которые проявились по линии «суверенизации» и договорных начал) и отнюдь не эгалитаристский порыв малых этносов к разрушению иерархической системы национально-государственного устройства страны, а очевидное стремление повысить ранг своего этноса в этой иерархии. Объективно же эти движения все-таки разрушили иерархическую систему внутри национальных автономий страны, сыграв, в общем-то, положительную роль в совершенствовании Федерации. Но иерархическая система, которая была преодолена при Борисе Ельцине, была советского образца. С приходом к власти Владимира Путина и возрождением державной риторики складывается другая - не оформляемая юридически, но выражаемая политически.

Одно время северокавказские этнические элиты (особенно их правящее крыло) стали соперничать между собой в праве войти в число «народа-форпоста» России на Кавказе. Манипуляции подобного рода диктовались критерием: наиболее «престижнее» тот народ, кто убедит Кремль в своей наибольшей (и, желательно, изначальной) преданности.

Дезинтеграционное влияние оказывает присутствующий в политическом сознании этносов практически всех самопровозглашенных государств постсоветского пространства «синдром незаконнорожденности». Все они понимали, и главное - переживали, что «мировое сообщество» их не признает законнорожденным государством и, стало быть, в мировой иерархии государств твоя нация занимает малопочтенную и низшую ступень.

Хотя для риторики всех этих политэлит характерен непременный тон: «Мы - самостоятельное государство и никогда не поступимся независимостью», однако сам факт «неполноценности» своей квазигосударственности болезненно осознавался. И это побуждало их прибегать к попыткам легализации своего государственного бытия. Одна из форм этого - кооперация с себе подобными непризнанными государствами (саммиты лидеров Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья и Нагорного Карабаха хорошо известны). Эта кооперация реальных результатов сотрудничества приносила мало, но как бы компенсировала чувство «ущербности» в глазах подвластного населения («таких как мы много и, в общем-то, это нормально»). Другой формой такой морально-психологической компенсации служило затягивание игры с авторитетными международными организациями, вовлеченными в процесс урегулирования.

Отметим, что на аналогичном синдроме фактически не состоявшегося государства тогда был основан и скептицизм грузинского президента Михаила Саакашвили в отношении способности ООН решать кавказские конфликты в условиях бесконечных игр Сухуми с ооновскими эмиссарами. Грузинский лидер, ориентируясь на силовое разрешение конфликта, заявил 23 января 2005 года, выступая перед журналистами после встречи с тогдашним Генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном, что до тех пор, пока грузинская армия не станет могучей силой, «никакая ООН нам в Абхазии не поможет», постоянно позиционируя себя общекавказским лидером. С точки зрения кавказца наилучшая победа - та, когда маленький и слабый принуждает считаться с собой большого и сильного.

Следует подчеркнуть: столь характерный для кавказцев эпический архетип (особо ярко проявлен в «Нартиаде») выступает реальным фактором политических (идеологических) манипуляций с общественным сознанием многих народов региона («огромная империя 25 лет не могла одолеть маленький имамат Шамиля», «300 лет российский монстр не может покорить маленькую Ичкерию», провокации руководства Грузии в отношении России и т. п.). Этот архетип в политическом действии направлен на преодоление этносом, его элитой комплекса неполноценности в целом и его разновидности («синдрома незаконнорожденного») в частности. Мотив очевиден: «раз легитимный играет со мной "на равных", значит, признает и мою легитимность».

«Синдром малочисленного народа» («боязнь империи») как феномен общественного сознания на Кавказе проявляется издавна. Он порожден и объективными, и субъективными факторами. Первые ранее были обусловлены отсутствием реальных государственных гарантий сохранения не только самобытного уклада жизни и культуры малочисленных этнических общностей СССР, но и самого физического их бытия. В немалой степени этому способствовал, с одной стороны, сам идейный курс коммунистического режима страны (на формирование «советского народа», пропаганда грядущего слияния всех народов в единое, надэтническое «пролетарское братство»). Подспудно этот угрожающий курс встречал сопротивление в национальных меньшинствах страны, которое было прямо пропорционально давлению пропагандистской машины.

Реанимация этого комплекса происходит в наши дни, с активизацией «державнических» сил в России. Объективные причины ее вполне очевидны. Видимо, излишне подробно говорить, какой глубокий след оставил развал Советского Союза в сознании русских - державообразующего народа последней евразийской империи. Это потрясение усугубилось впечатлениями от катаклизмов в 1990-х годов (разрушительная приватизация, дефолт, военно-политические неудачи в Чечне и т. д.). «Версальский синдром», с одной стороны, проявился в России в виде усиления в парламенте страны позиций сил, играющих на патриотических настроениях, а с другой - в трансформации самого политического режима РФ, взявшего курс на «перехват» национально-державных настроений.

В принципе, политическими исследователями признается положение о том, что российский фактор в процессе политической реинтеграции территорий Кавказа является определяющем, если не сказать, монопольным. Самоочевидность такого положения позволяет нам обойти политический аспект российского фактора в реинтеграционных процессах и сосредоточить внимание на аспекте экономическом. Такой аспект в перспективах интеграции территорий и народов рассматриваемого региона невозможно обойти в любом случае. Это, в принципе, очевидно, так как хозяйственные связи, определяющие систему жизнеобеспечения, в современности наиболее значимы. Именно они закладывают бытийный фундамент системы всех прочих видов интеграции - культурной, политической, цивилизационной…

Видимо, излишне напоминать, что основу экономики России составляет сырьевой, т. е. топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Поэтому на нем и базируется арсенал геоэкономических рычагов воздействия российской стратегии, в качестве которых выступают естественные монополии ТЭК. Проводником государственной политики являются все структуры такого порядка - РАО «Газпром» и др. Очевидно, целесообразным будет рассмотрение конкретных результатов реализации этой политики.

Важность энергетической интеграции состоит и в том, что, с точки зрения российских геостратегов, интерес США к Каспийскому региону связан только с нефтью. Такой взгляд ошибочен: нельзя сводить интересы супердержавы исключительно к нефти. Речь идет не только об экономической, но и о геополитической экспансии. Замыкая стратегическую «трубу» на себе, евроатлантисты из Вашингтона делают страны-поставщики Кавказско-Каспийского суперрегиона зависимыми (в той или иной степени) от себя. И в политическом отношении тоже. Стационарные магистрали (трубопроводы) привязывают экспортеров нефти к потребителю сильнее мобильных (танкеры), которые легче и дешевле перенаправить.

Следует отметить, что элиты многих северокавказских народов в числе своих стратегических ориентиров рассматривают проекты транспортной интеграции с другими регионами (в том числе и соседнего зарубежья) и мировым экономическим пространством. Это стало общей тенденцией стратегического планирования региональных элит российского Кавказа.

В связи с проблемой транспортной интеграции, на наш взгляд, уместным будет рассмотреть связанные с ней две структурно-экономические модели. Одна из этих моделей - транзитно-сервисная, другая - транзитно-замещающая.

Первая приводит к тому, что страны, выполняющие транзитно-сервисные функции, превращаются из субъектов различных коммуникационных проектов в объектов по отношению к ним. Но такая функция для столь неординарных наций как кавказские, чревата не только окончательным разрушением надежд на создание самодостаточной экономики (хотя бы аграрно-индустриального типа), но и разрушением культуры, традиционного стереотипа поведения. Поэтому политическое руководство и элита, например, Грузии совершают ошибку, возлагая большие надежды на принципиальное усиление транзитно-сервисной функции страны.

Наиболее перспективной для Грузии является вторая модель, ориентированная на транзитно-замещающую функцию. И для этого имеются условия. Например, соседний с нашим регионом Иран уже сейчас является «стратегическим экспортером» и нуждается в транспортировке в северном и северо-западном направлениях до 50-60 млн. тонн грузов. Данные грузы представляют собой не столько нефть и газ, сколько полуфабрикаты и готовые материалы, которые могут стать базой для реализации в Армении и Грузии многих циклов производства. Таким образом транзитная функция может быть преобразована в транзитно-замещающую. Довод в пользу такого ориентира аргументируется и тем, что такую модель используют даже многие крупные государства.

Реинтеграционным процессам способствует и активная внешнеэкономическая политика России, стремящаяся к доминированию в экономическом пространстве региона. Аналогов этому в практике немало: Германия экономически доминирует в некоторых балканских странах, не вмешиваясь в их политическое пространство и не применяя «экономическое оружие» для воздействия на их политическую жизнь.

Возможность реинтеграционных процессов связана с актуализацией накопленного исторического опыта мирного сосуществования народов, а также общностью их геоэкономических и геополитических целей.

Большую роль в реинтеграционных процессах играет «исламский фактор». При этом следует учесть, что Северный Кавказ, как лимитрофный регион с конфессионально разнородным населением, естественным образом и в равной мере будет являть собой и часть мусульманской, и часть «иудейско-христианской» цивилизаций. Само по себе стремление быть частью и той, и другой никакую серьезную угрозу интересам России не несет.

Во-вторых, в отличие от Запада, который всегда экономически пассивен в отношении кризисных регионов Кавказа, страны мусульманского Востока проявляют в них высокую экономическую активность - даже в самых «проблемных» из мусульманских регионов России (например, в Дагестане). Идет перехват инициативы у Запада, который запоздало пытается осваивать такие регионы уже после кризиса.

В-третьих, пережив разрушительные реформы, кавказское население, с одной стороны, отторгает либеральные ценности Запада, в которых видит исток своего обнищания, а с другой - отторгает и «безбожные» левые идеи. Но «свято место пусто не бывает» - происходит обращение к спасительным ценностям ислама, который становится как бы синонимом «цивилизации бедных».

В-четвертых, страх национальных движений перед глобализацией, угрожающей самобытному бытию этносов, объективно делает эти движения антиглобалистскими. В такой ситуации именно ислам - «религия предков» - выступает как средоточие всех тех оппозиционных сил, которые сегодня борются за сохранение человеческого достоинства перед наступлением информационного общества, которое всех нас сделает придатком политических манипуляторов.

Религиозно-политические лидеры, встав во главе национальных движений, вооружившись идеями исламской солидарности, способны к преодолению сугубо националистических принципов таких движений. Нынешнее доминирование подобных принципов может быть нейтрализовано в случае ощущения общей для всех нацменьшинств РФ угрозы.

В трудах отечественных геополитиков, пожалуй, наиболее емко негативный момент исламского фактора был освещен Вадимом Цымбурским. Он следует геополитической традиции деления цивилизаций на онтологические антиподы - евразийские и евроатлантические, представлениям о «хартленде» и «римленде». И указывает: политический ислам (исламизм), действуя изнутри против государственности евразийских цивилизаций России, Китая, Индии, «волей или неволей, содействует сползанию мира к евроатлантической униполярности». Исламисты своими разрушительными действиями (терроризм) дают подтверждение «мнимой необходимости в глобальном жандарме» и обоснование «карательных походов евроатлантических воинств в инокультурные регионы». Поэтому, делает вывод политолог, «суннитский политический ислам сегодня - это на самом деле агентурный ислам, объективно работающий на Запад, выступающий теневым партнером униполя».

Следует признать, что дезинтеграционные процессы, начавшиеся с рубежа 1980-1990-х годов, в кавказском регионе (как и в других «национальных окраинах» бывшего СССР) были обусловлены прежде всего фактором национального самоопределения. При этом важно осознание того, что этот фактор порожден не нищетой, культурной отсталостью и другими причинами социального характера, которые обусловливают лишь формы, динамику и некоторые другие параметры данного явления. Об этом однозначно говорит сам ход событий, происходивших в Европе в конце XX - начале XXI века. Они являют собой весьма широкий диапазон форм реализации национального самоопределения: от успеха национально-автономистских движений в весьма благополучной Великобритании (восстановление через референдум упраздненного еще в 1701 году национального парламента Шотландии) до государственного распада культурной Чехословакии («бархатный развод»).

Однако увлечение социальным детерминизмом в объяснении движений к национальному самоопределению опасно при выработке геостратегии. Таким образом, национальное самоопределение должно восприниматься не как положительное или отрицательное, а просто как естественное явление. С ним в геостратегии необходимо считаться и своевременно решать проблемы, возникающие на его почве, упреждать кризисы и тем более конфронтацию и антагонизм. Вполне естественным следует считать и такой способ реализации данного стремления как национально-территориальное размежевание с образованием автономий (республик, областей, округов, районов). Пример Европы показывает, что в таком процессе - при умелом его направлении - ничего угрожающего безопасности страны нет: территориальные автономии Азорских островов в Португалии, Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии в Великобритании, Корсики во Франции, Аландских островов в Финляндии и т. д. - лучший тому пример. Видеть в каждом территориальном размежевании «разрушительный сепаратизм» - значит упрощать реальную природу сложнейшего общественного явления.

Анализ процессов политической реинтеграции в пространстве Кавказа необходимо осуществлять с позиций системного и комплексного геостратегического подхода. Такой подход должен включать в себя принятие во внимание множество факторов, в частности геополитических, геоэкономических и геокультурных. Политическую реинтеграцию можно рассматривать как объективный процесс преодоления «структурной анархии» современных международных отношений, вызванной распространением национализма, этнорелигиозного радикализма и ксенофобии. Необходимым условием такой реинтеграции является признание общих ментальных и духовных ценностей и культурных норм. Среди других предпосылок нужно назвать геополитическую заинтересованность в экономическом сотрудничестве. Успешность реинтеграционных политических процессов позволит народам с разной этнической идентичностью мирно сосуществовать друг с другом в условиях растущей глобальной взаимозависимости.

Выявление интеграционного потенциала региона невозможно осуществить без осмысления, осознания и концептуализации опыта политической дезинтеграции. Начало дезинтеграционным процессам положил распад Советского Союза. Во многом именно этот негативный опыт делает актуальным вопрос о «собирании» региона в общую геостратегическую целостность.

Процессы современной дезинтеграции проявляются на разных уровнях: межгосударственном, межрегиональном, внутрирегиональном (деятельность национальных и этнических движений, призывающих к политической локализации и сепаратизму). Ключевыми политическими факторами, влияющими на дезинтеграционные процессы, являются отрицательная динамика межгосударственных отношений ведущих государств региона - России и Грузии. Также необходимо учитывать превалирование культурно-ментальных и лингвистических соображений у ключевых социальных и политических акторов (гуманитарной интеллигенции, бюрократии, духовенства) над экономическими интересами этнических групп и наций в целом.

Дезинтеграционные процессы в геостратегическом пространстве Кавказа реализуются в виде этнополитической иерархизации. Такая иерархизация выстраивается посредством выработки представлений об автохтонности того или иного этноса (с помощью этноистории), стремления к повышению территориального статуса или к созданию национальной автономии и т. п., а также внутренней и внешней делегитимизации правящих элит. Их недостаточная легитимность частично компенсируется в морально-психологическом отношении созданием сетей внутрирегиональной кооперации (по линии «непризнанных» государств или отдельных этносов), а также инструментальным использованием международных организаций, вовлеченных в процессы урегулирования межэтнических и социальных противоречий. Возможность реинтеграционных процессов связана с актуализацией накопленного исторического опыта мирного сосуществования народов, а также общностью их геоэкономических и геополитических целей.


Ахмат Эбзеев  
Комментарии:
Оставить комментарий
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Возрастное ограничение: 18+ Валерий Коровин Конец Европы Вместе с Россией на пути к многополярности издательство Родина

Валерий Коровин Кавказ без русских удар с юга издательство Родина

Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Александр Дугин. Ноомахия. Логос Европы

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 
Рейтинг@Mail.ru