ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/143
Армянская свобода Курдистана
Остается только надеяться, что турки понимают, на чьей шахматной доске они играют   24 октября 2007, 09:00
 
Прикрываясь заботой об армянах и курдах, Америка жёстко продвигает свою геополитическую линию

Вооружённые силы Турции стянуты к границе с Ираком, власти грозятся начать военную операцию со дня на день – в том случае, если Ирак сам не обеспечит уничтожение баз курдских боевиков на своих северных территориях. Вот-вот начнётся большая заварушка, последствия которой с точностью предсказать не может никто.

 

Турция задала сложную задачу политологам и военным экспертам, которые в своём анализе ситуации ставят ударения то на одних, то на других аспектах проблемы. Все факторы – и межнациональные отношения, и религиозные отношения, и отношения Турции и США – важны, однако развитие ситуации будет зависеть от того, в каком соотношении и с какой интенсивностью эти ингредиенты будут задействованы в том взрывоопасном коктейле, который готовят сейчас на Ближнем Востоке вершители судеб мира.

 

В опубликованной в октябрьском номере газеты «Северный Кавказ» статье «Запущен разрушительный сценарий?», посвящённой данной проблеме, её автор Сергей Шакарянц даёт своё видение ситуации: основное внимание он уделяет проблеме турецко-американских отношений в перспективе углубления процессов дестабилизации на Ближнем Востоке и их распространения вширь – на близлежащие земли.

 

Автор начинает свой разбор с нашумевшего «армянского вопроса». Как известно, 10 октября на заседании комиссии по международным делам палаты представителей Конгресса США по итогам голосования была утверждена резолюция о признании геноцида армян в Турции в первой половине прошлого века. Хотя принятие документа в конгрессе и не означает закрепления данной формулировки в качестве официальной позиции правительства США, Турция оказалась возмущена, поскольку «армянский вопрос» является для неё крайне болезненным.

 

Ответ Турции возмутил Америку не меньше. Угрозы ликвидировать американскую военную базу на территории Турции, сорвать военные поставки в Ирак и, наконец, начать военную операцию против курдских боевиков в Ираке поставили под удар весь баланс американо-турецких отношений в их геополитическом срезе.

 

Поскольку администрация США выступала против принятия резолюции, и вообще, всё время до сих пор Америка была в этом отношении весьма осторожна, встаёт непростой вопрос о целях, которые преследуют те или иные силы, поддерживающие данную резолюцию в самих США.

 

По этому поводу автор пишет: «Существует устойчивое опасение, что принятие 106-й могло вполне быть «предвыборной стратегией и тактикой» США по отношению к приближающимся в Армении президентским выборам. Сейчас армянской общественности «подброшена наживка», а уже завтра сторонники проамериканизма начнут требовать «ответных шагов» в пользу Вашингтона от властей Армении. И не ровён час, США попытаются усадить в президентское кресло человека, который обеспечит «дрейф» республики от России и структур СНГ в сторону США и НАТО.

 

Но даже таких осторожных голосов в Армении и в зарубежной армянской диаспоре сейчас подавляющее меньшинство. Хотя с ними невозможно не согласиться - Америка не была бы Америкой, если не попыталась бы воспользоваться любой ситуацией, даже якобы абсолютно неблагоприятной для США. А если учитывать, что недавно на заседании 62-й сессии Генассамблеи ООН Дж. Буш пообещал и в дальнейшем поддерживать «цветные революции», в частности в странах СНГ, то эти опасения следует признать вполне реальными».

 

Таким образом, эйфория армян по поводу резолюции является проявлением политического легкомыслия. Известно, насколько умело практикующие геополитики, которыми являются высшие лица США, способны играть на исторических эмоциях тех, кто попадается в их сети.

 

Учитывая растерянную реакцию ООН и ЕС на вышеописанные события, становится очевидно, что данный вопрос наверняка является частью игры, которую определённые силы ведут ради достижения определённых целей так, чтобы наиболее важные и опасные моменты этой игры ускользнули от понимания даже таких авторитетных структур. Конспирологическая составляющая данной комбинации велика. Однако за напластованием всех противоречивых реалий настойчиво вырисовывается курдская тема, которая оказывается как бы вторым дном армянского вопроса.

 

«Получается, что суть игры, затеянной ныне в Вашингтоне, - вовсе не «армянский вопрос», а судьба Иракского Курдистана и всех территорий, ныне заселённых курдами», - продолжает Шакарянц. – «Понятно, что перед артобстрелами курдских лагерей на территории Ирака были отмечены вспышки военной активности курдов в самой Турции, а также их теракты, вплоть до Стамбула. И особенно ожесточёнными были боестолкновения именно на территории Западной Армении, где турки ещё в течение двух месяцев до их последних президентских выборов потеряли убитыми до 100 своих военных и жандармов, а в последнюю неделю - ещё 20 человек. Похоже, что и сама Анкара участвует в этих кровавых «торгах» вокруг Курдистана.

 

Итак, заговорили пушки... Совсем не исключено развитие сценария по наихудшему варианту: где-то загодя запланированное и, возможно, даже смоделированное «брожение» охватит не только Турцию и Иракский Курдистан или даже Армению. Цепная реакция заденет и Иран, и Сирию, и Россию, и Грузию с Азербайджаном, и даже страны Европы, в которых есть более или менее многочисленные курдские общины. И волна дестабилизации от этой цепной реакции может быть поистине разрушающей».

 

С точки зрения сетевой войны ничто не является слишком прочным. При определённых обстоятельствах пересмотру могут быть подвергнуты, казалось бы, самые неприкосновенные вещи – такие, например, как границы государств. Геополитика и сетевая война обращается к более живым и, на поверку, более объективным реалиям – этническим, культурным, историческим. И нет сомнения в том, что такие пересмотры осуществляются в интересах того, кто контролирует большее количество тенденций как можно более по существу, того, кто инициирует изменения в соответствии со своими целями или успешно ориентируется по ходу дела, оказывается способным вскрыть навязанный «интерфейс» процесса и перехватить контроль в свои руки.

 

Поскольку начинала эти процессы не Россия, ей остаётся второй вариант. Третьего варианта не дано, третий вариант – это состояние политического объекта, пассивно приспосабливающегося к тем условиям, которые создал кто-то другой ради себя.


Илья Дмитриев  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/143