ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/1633
Как ухаживать за денежным деревом
Концентрация капитала возможна только в руках самого общества, чьи интересы может представлять легитимное государство, поэтому нельзя допускать концентрацию капитала в системе частных банков   16 апреля 2011, 09:00
 
Пользу денег для развития полноценного общества отрицать не стоит, но польза не в их количестве, а в системе функционирования денежной системы

За время существования человечества было изобретено лишь три вида управления обществом - силой, религией (идеологией) и с помощью денег. С развитием человеческого общества эволюционировало и его управление, роль денег в истории возрастала постоянно, и сейчас их значение стало тотально определяющим, практически подменив собой другие способы управления. При этом, с одной стороны, завышенная роль денег в управлении оборачивается их тоталитаризацией; с другой стороны - нельзя сказать, что деньги сами по себе вредны. Более того, нарушения в денежной системе несет в себе разрушение механизма общественной и экономической жизни.

Абсолютно очевидно, что тот, кто сможет отказаться от наличных денег, запустит процесс денежной революции, в результате которой человечество вступит в новую цивилизацию.

Попробуем разобраться, что нужно изменить в системе, чтобы деньги не управляли поведением человека, а лишь послушно служили ему, помогая гармонично развиваться личности и обществу. Пользу денег для развития полноценного общества отрицать не стоит, но польза не в их количестве, а в системе функционирования денежной системы - без нее никакие природные богатства не принесут обществу должной пользы.

Значение, формы и технологии денег постоянно менялись. Во времена Адама Смита и Карла Маркса считалось, что деньги есть некий особый товар для обмена – мерило стоимости. В качестве денег использовался материальный продукт - золото, со стоимостью добычи которого сравнивались стоимость. Имея в своей основе информационную природу, деньги традиционно были связаны с рядом материальных носителей (информация может быть размещена на различных носителях). Записанную информацию можно передавать в любое время и на любые расстояния. Форма носителя информации соответствует возможностям эпохи.

С течением времени деньги изменили свою форму - сначала они стали бумажными и их производственная стоимость уже не имела никакого отношения к их меновому эквиваленту. Затем деньги превратились в числа в банках данных, и для того, чтобы создать, хранить или переслать десять или триллион «денег», требуются одинаковые материальные затраты. Товарностный характер бумажных, тем более электронных, денег утерян. Но количество функций денег значительно увеличилось. Они превратились в специфичную информацию, которая наряду с письменной и устной информацией стали осуществлять связь в обществе.

Правовое государство - это управление обществом через слово. Такое государство возникает при условии небольшого гомогенного населения. Когда общество велико, в нем усложняются связи и на смену приходит новый тип организации общества – через денежную сферу, а не через слово, приказ или закон. Но в условиях функционирования кредитных денег (с его функцией бесконечного накопительства) системная ошибка, заложенная в их природе, привела к тому, что деньги стали законом, формирующим философию общества.

Денежные революции и войны

Денежные системы бывают однокомпонентными и двухкомпонентными (Владимир Юровицкий). Так золотые деньги зародились в виде чисто однокомпонентных денег. С XVI века с резким увеличением товарооборота стали появляться бумажные заместители денег (долговые расписки), которые были удобнее - занимали мало места. Постепенно бумажные денежные документы стали играть роль денег. Золотые деньги считались настоящими, бумажные документы стали «эрзац-деньгами».

К середине или к концу XVIII столетия деньги стали двухкомпонентными – т. е. получившие широкое распространение казначейские обязательства в любой момент могли быть обменены на золотой эквивалент. Эмиссия бумажных денег находилась в строгой пропорции к золотому запасу. При этом появление второй денежной компоненты (бумаги) сыграло и положительную роль, так как сразу увеличивало объем денег в несколько раз, что способствовало экономическому развитию Европы в XIX веке. Но рост производства стал таким бурным, что потребовалось еще больше денег.

К концу XIX века вновь начинает ощущаться нехватка денежных средств, что привело к кризису неплатежей, называемым еще «кризисом перепроизводства» - но это было перепроизводство по отношению к имеющемуся платежеспособному спросу, во многом определенное денежной массой. При этом кредитные ресурсы банков были также ограничены золотыми или бумажно-денежными резервами банка (счетные деньги находились еще только в зародыше). Просто напечатать больше бумажных денег государства не могли, так как объем денежной массы был привязан к количеству золота. Дополнительных доходов и золота с колоний было уже невозможно получить (их экономика и так эксплуатировалась на пределе возможностей), а новых колоний, «свободных» для колонизаторов, уже не было.

Так возник кризис начала XX века. Не осознавая до конца источник кризиса, государства начали вести политику, которая вылилась в Первую Мировую, потребовавшую от воюющих государств больших затрат. Был включен печатный станок, но увеличение бумажной денежной массы приводит к обесценению бумажных денег и резкому увеличению спроса на надежные золотые деньги. Воюющие государства остро нуждались в золоте для покупки вооружений за рубежом, где приходилось расплачиваться золотом. В этих условиях правительствам пришлось пойти на радикальную меру – отменить обмен бумажных денег на золото. Так был преодолен кризис недостатка денежной массы и произошла великая денежная революция - переход на новые чистые однокомпонентные бумажные деньги. Этот же период связан с появлением ФРС США, ставшей на сегодня эмитентом глобальных денег.

При введении запрета обмена бумажных денег на золото говорилось, что это временная мера и после окончания войны золотой стандарт будет восстановлен. Но XX век стал веком бумажных денег. Переход на бумажные деньги дал цивилизационному развитию новые импульсы, позволив западной цивилизации окончательно перерасти в общемировую в течении нескольких десятилетий. Таким образом, необходимость Первой Мировой войны с точки зрения высших цивилизационных интересов заключались в осуществлении денежной революции. Такой переход был невозможен в условиях мира, в первую очередь из-за косности мышления.

Переход на бумажные деньги, повлекший за собой резкое усиление роли и возможностей государства, породил менталитет этатизма. Отсюда появился не только социализм, но и фашизм, и «новый курс» Рузвельта, связанные с резким усилением роли государства. Здесь же лежит и причина смены «старой элиты» на обладающую «зловещим интеллектуальным превосходством» (Карл Поланьи), которая была способна изменить свое восприятия и выработать необходимую систему знаний. Современные деньги не имеют никаких эталонов (кроме швейцарского франка имеющего 40% золотое обеспечение), имея лишь ценовую информацию.

Денежная революция происходила в несколько стадий. Первая денежная революция решила проблемы в области внутренних денег, но область международных денег осталась свободной. Поэтому потребовалась вторая денежная революция, произошедшая в ходе Второй Мировой войны, которая решила проблемы международных финансовых взаимоотношений в условиях чисто бумажных денег. Так произошло становление нынешнего Мирового финансового порядка на основе международного использования нескольких национальных «свободно конвертируемых валют», где основную роль играют доллары США.

Финальный переход на однокомпонентные деньги произошел в начале 70-х годов, когда США отказались от фиксированного золотообменного курса. Возросший спрос на международные расчетные деньги освободившихся от силового капитализма стран «третьего мира» был удовлетворен за счет западных бумажных «конвертируемых валют», ставших основой «финансового колониализма». Нужно отметить, что масштабной мировой войны не произошло только из-за сдерживающей роли ядерного вооружения, но переход сопровождался многочисленными переворотами и первым опробированием «оранжевых технологий» в 1968 году на основании квазисиловой концепции «управляемого хаоса». Так был окончательно закреплен переход от менталитета этатизма к менталитету финансизма, где основную роль в новой мировой финансовой ситуации стали играть частные банки. Но в экономике ничто не вечно, так постепенно возник кризис бумажных денег.

Постулат перехода от одно- к двухкомпонентной денежной схеме:

1. Денежные системы рождаются в виде однокомпонентных (чистых) денег на основе единственного носителя денежной информации.

2. Постепенно внутри этой денежной системы зарождается вторая компонента на новом носителе.

3. Вторая компонента изначально зарождается в виде частных денег (денежных документов).

4. При определенном уровне использования второй компоненте придается статус государственных денег - заместителей первой компоненты.

5. В ходе дальнейшего использования вторая компонента по объему начинает вытеснять первую.

6. Возникает общий кризис, связанный с конфликтом двух денежных компонент, сопровождаемые цивилизационными конфликтами, в процессе которых возникают вопросы о выживании народов и государств.

7. Происходит денежная революция, сопровождаемая военными конфликтами, уносящими миллионы жизней. Первая компонента отбрасывается, а вторая компонента становится главной, деньги вновь переходят в разряд однокомпонентных.

Таковы общие законы смены видов денег. Денежные революции (прежде всего от неверного понимания процессов), сопровождались конфликтами, уносящими миллионы жизней, но они рождали и новое глобальное мышление. Так и после перехода на однокомпонентные бумажные деньги, повторился процесс их перехода в двухкомпонентные.

В качестве второй компоненты появились так называемые счетные деньги - деньги, записанные на счетах в банке и перемещающиеся со счета на счет. Сначала счетные деньги имели в качестве носителя бумажные записи, затем они превратились в записи в банковских компьютерах, преобразовавшись в электронные деньги. Электронные деньги - это деньги на новом информационном носителе. Они виртуальны, не имеют вещественного выражения и представляют собой всего лишь информацию, записанную в специализированных банках данных.

На сегодня объем использования безналичных денег в развитых странах составляет до 90%, в СССР по объему использования безналичного обращения был одной из самых передовых стран мира. В настоящее время мировой финансовой системе нарастают противоречия между наличной и счетной компонентами. Счетные деньги находятся в частных банках, ответственность за которые государство практически не несет. С финансово-правовой точки зрения счетные деньги во всем мире являются частными деньгами (частными денежными электронными документами). В результате возникает правовая коллизия - с одной стороны, государства пытаются регулировать использование наличных денег, всячески побуждая к всемерному использованию хорошо фиксируемых счетных денег, с другой стороны получается, что государства толкают людей хранить деньги в частных банках (основные операторы мировой финсистемы).

Абсолютно очевидно, что тот, кто сможет отказаться от наличных денег, запустит процесс денежной революции, в результате которой человечество вступит в новую цивилизацию. Япония уже объявила о программе полного перехода на чисто однокомпонентные электронные деньги к 2014 году – и это только «первая ласточка». Собственно, один из «создателей евро» - Бернард Лиетар – на семинаре анонсировал эту «сенсационную новость» - уже для мировой денежной системы.

Собственно, для нас это «секрет Полишинеля», но интереснее другое – была названа и конкретная платежная система - Visa, - которая планируется в качестве «носителем мировых денег» (контролируется «Bank of America»). При этом сегодняшнюю ситуацию можно назвать точкой бифуркации денежной системы – либо государство полностью снимет с себя ответственность «за верификацию» (которую имело при наличном денежном обороте), либо будет вынуждено присвоить счетным электронным деньгам статус государственных, что становится естественной предпосылкой для огосударствления всей банковской системы.

Ошибка футурологической мысли Маркса состояла в недооценке роли денежной системы, определяющей типологию функционирования больших систем и неверный подход к частной собственности на переходном периоде.

В пользу последнего утверждения есть еще один принципиальный аргумент. Понимая неизбежность перехода на счетно-электронные деньги, нужно не забывать, что капитал в своей предельной концентрации превращается в чистую власть – т. е. контроль за денежной системой означает контроль за всем обществом. Допустить возможность такой концентрации власти в руках группы частных финансистов, по меньшей мере, преступно. Эти функции общество им не делегировало и никогда не делегирует в сознательном состоянии.

Концентрация капитала возможна только в руках самого общества, чьи интересы может представлять легитимное государство. Поэтому нельзя допускать концентрацию капитала в системе частных банков, где все явственнее сосредоточение капитала в руках специфичной социальной группы, интересы которой откровенно обслуживает идеология либерализма, направленная на минимизирование роли государства и общества в пользу «индивидуумов свободных от любых социальных связей». В случае победы этой идеологии безликая масса ничем не объединенных «индивидуумов» становится крайне удобной для манипулирования со стороны узкой социальной группы парамасонерского типа, объединенной другой идеологией.

Таким образом, все очевиднее вырисовывается новый серьезный потенциальный социальный конфликт, характерный для каждой страны

Конфликт, изначально заложенный в глобальной денежной системе

Использование национальных денег в качестве мировых создает для их владельцев колоссальные преимущества перед другими странами. Откуда же берутся мировые капиталы, которыми оперируют западные страны, ТНК, инвестфонды и т. д.? Они создаются из воздуха – путем простой эмиссии, причем в основном, даже не бумажной, а электронной. Все открытость мировой экономики выгодна, прежде всего, транснациональным капиталам. Распространяя по миру свою валюту, западный капитал снимает социальную напряженность в своем пространстве и раздувая сверхпотребление. Триллионы долларов и евро, ходящих по всему миру вне пределов стран-эмитентов – это миллионы тонн нефти и других товаров, ввезенных соответственно в страны-эмитенты в обмен на «ничто». Это и есть финансовый колониализм.

При этом существуют и разные механизмы эмиссии: независимая эмиссия национальной валюты и эмиссия связанная с приходом валют других государств. С одной стороны - деньги, которые пускают в оборот, лишь нажав несколько клавиш на компьютере в ФРС США, и получая при этом сеньораж стремящийся к 100%; с другой стороны – деньги, для эмиссии которых необходимо – совершить геологоразведочные работы, разведать месторождение, заключить контракты, построить трубопроводы, пробурить скважины, начать перекачку ресурсов и оплатить труд множества работников (получив при этом лишь часть запланированной оплаты и простив другую часть несостоявшимся транзитным государствам). При этом те деньги, которые были получены от продажи, возвращаются в западную экономику, за что Россия получает мизерные проценты и счастье напечатать деньги для внутреннего потребления. При такой схеме сеньораж России от эмиссии своей собственной валюты стремиться к нулю…

В условиях ужесточения глобальной конкуренции государства вынужденно прибегают к различным формам протекционистских мер, в том числе к дотированию. «В силу объективных причин - географических и климатических особенностей России, на продукцию, производимую на ее территории, дополнительным бременем ложатся гораздо более высокие, чем у конкурентов, транспортные и энергетические издержки.

Обеспечить конкурентоспособность российской продукции на мировом рынке, можно лишь за счет дотирования» (Анатолий Отырба). Но дотируя дорогими, заработанными на экспорте деньгами, государство может просто надорваться, так и не решив поставленной задачи, ввиду ограниченности денежной массы. Реально повысить эффективность своей экономики государство может лишь дотируя ее дешевыми финансовыми ресурсами созданными с помощью современных финансовых технологий. Не надо искать деньги или продавать свои национальные богатства иностранцам, чтобы получить в компьютере частного зарубежного банка электронную запись. Их нужно создавать самим. Задачей–минимум для нас на сегодня является создание собственного Евразийского финансового центра.

Осознать тенденции и использовать их на благо общества

XIX век, когда товары имели четкую стоимость в золотом эквиваленте, был веком классовых конфликтов (что было описано Марксом и чем воспользовались большевики). Бескомпромиссная борьба между владельцами предприятий и работниками шла за распределение четко фиксируемой в золотом эквиваленте прибыли. В XX веке (веке бумажных денег) эти классовые противоречия существенно потеряли в своей остроте, поскольку оказалось возможным снимать остроту конфликта, поднимая зарплату - владелец предприятия стал постепенно завышать цену товара, увеличивая и свою прибыль, поскольку четкого золотого эквивалента этой прибыли не стало.

Форма носителей денежной информации с развитием человечества менялась (при этом чередовались и одно- и двукомпонентные формы денег). Затраты на золотое обращение приемлемы для миллионов пользователей, затраты на бумажные деньги оправданы до миллиарда пользователей. Сегодня финансовых лиц в мире десятки миллиардов. XXI век становится веком электронных денег.

Очевидно, что в ближайшее время произойдет очередной переход с двухкомпонентной бумажно-счетной денежной системы, на однокомпонентную – электронную (счетную). Очевидно, что отказ от наличных денег неминуемо запускает процесс денежной революции, в результате которой человечество вступит в новую цивилизацию. Но так же нужно помнить, что смены денежных компонент в истории сопровождались цивилизационными конфликтами, в процессе которых возникают вопросы о выживании народов и государств.

Быть во главе процесса или плестись в конце всегда очень важно – устанавливать свои правила или жить согласно уже кем-то установленным (сегодняшнее положение – яркий пример). Преобразование нынешней налично-счетной денежной системы России в чисто счетную позволило бы вывести Россию в ряды передовых финансово-технологических стран. Правильное понимание и оценка процесса, установление его изначальных параметров позволяет во многом избежать тяжких последствий. Для этого нужно создавать систему знаний, обеспечивающую стране то интеллектуальное превосходство, которое позволяет вырваться в глобальном соревновании вперед, а не слепо следовать мифологической канве, создаваемой людьми, управляющими обществом посредством денег.

Еще раз коротко - грядет новая денежная революция – переход на деньги в электронной форме, они должны остаться государственными в огосударствленной финансовой системе (и естественно не связанными с currency board). Еще одно требование – деньги должны дать подъем в экономике – перед глазами пример Японии и ее переход на однокомпонентные электронные деньги с отрицательной доходностью (демерреджем). Итак – мы неминуемо подошли к «нестандартным» геззелевским деньгам.

Деньги, как источник мировой революции

Поговорим немного о футурологии и ее апологетах? На сегодня самой известной футурологией является футурология Маркса, которая состояла из двух важнейших концепций. Первая - социалистическое общество, в котором все средства производства принадлежат государству. Этот концепт был претворен в жизнь и в период своего расцвета социалистический лагерь включал более трети территории всей Земли. Почему социализм как мировое явление рухнул – это отдельный вопрос. Другой концепцией была социальная система коммунизма, идущая следом за социализмом.

В чем причина краха футурологической концепции Маркса? Прежде всего в том, что при социализме деньги продолжали носить те же функции, что и при капитализме, т. е. не просто служить обменной функцией, но носить и накопительную функцию. Т. е. система управления деньгами обществом не поменялась, поскольку не поменялась и философия денег, несущих кредитный характер, способных к бесконечному накоплению. Не поменялось и отношение социума к деньгам, сохранявших функцию накопления как минимум на протяжении семи веков, начиная с 13 века (при этом сейчас по отношению к инвестиционной функции денег их накопительная функция минимизировалась и не является главной для развития экономических отношений).

По мысли Маркса, коммунизм как некое конечное состояние социальной эволюции человечества есть общество без денег. При этом нужно отметить, что коммунизм сам по себе не является несбыточной футурологией. Коммунизм всегда был, он существует и сейчас в форме социальной организации малых социумов (семьи, племена, монастыри, экспедиции, малые поселения и т. д.) без насилия и подавления одного человека другим, а связи и управление этим обществом основаны на осознании каждым членом своих задач и на началах добровольности.

Особенность денег в том, что в малых социумах они не используются. Денежные отношения возникают и используются лишь в достаточно больших социумах - тысячи, миллионы, миллиарды - там, где прямое управление от человека к человеку становится малоэффективным, там и возникает денежный управляющий и контролирующий инструмент. Представление, что организацию малых социумов можно перенести на большие человеческие системы, без изменения их философии управления было утопичным. Таким образом, для изменения управления обществом, включающим в себя силу, религию (идеологию) и деньги, в гуманитарных составлящих управления обществом необходимо поменять не только идеологию (ставшую религию), но и философию функционирования денежной системы.

Как можно было воспитать у социума отторжение неуемной жажды денег? Этого можно было бы добиться, лишь изменив саму систему функционирования денежной системы, так, чтобы крупные социальные системы начинали носить признаки отношений, свойственным небольшим, а не громадным социумам. Т. е. «органичной демократии», ставящей на «братство» - третью составляющую триады «свобода, равенство, братство», которая выпала еще во времена первой попытки добиться построения справедливого общества.

Достичь этого в течение короткого времени не реально (тем более ставя в привилегированные условия лишь один класс), для этого нужно было изменить философию отношения в обществе. Еще одной сложностью при таком подходе – необходимость, чтобы в новом обществе не убивалась инициатива и основным социологическим типом хозяйственной деятельности (Вернер Зомбарт) продолжал оставаться активный тип производителя – «отец семейства» (а не пассивный тип хозяйствующего субъекта характерный для социализма или тип торговца (посредника) характерный для либерализма), но это не вызывало социальной напряженности.

Таким образом, ошибка футурологической мысли Маркса состояла в недооценке роли денежной системы, определяющей типологию функционирования больших систем и неверный подход к частной собственности на переходном периоде (которую не нужно было полностью огосударствлять, а лишь изменить подход к праву наследования в пользу социума – так же, как это происходит в семьях). И без изменения этих традиций, складывающихся веками, было невозможно изменить и философию поведения самого социума. Тем более, что сама по себе идея коммунизма как системы организации человеческого социума на является утопической и в принципе стара как мир, но оказалась недоработанной в концепте функционирования денежной системы. Вот почему идеи Маркса являлись незаконченными в применении ко всему человеческому сообществу.

Геззелевские деньги способны изменить формацию общества, заменяя насилие над классом, насилием над абстракцией – кредитным процентом (в комплексе с открытостью информации сетевого планирования в рамках «электронного правительства», переформатированием банковской системы в единый огосударствленный / общественный банк и пересмотром права наследования на крупные средства производства в пользу социума). Нужно отметить, что с развитием социальных отношений, деньги окончательно превратятся в чисто техническую информацию, касаемую лишь методов измерения количественных величин и способа управления экономикой, но не обществом.

С приходом гезеллевских денег (что стало технически возможно в электронном виде) мир объективно стоит на грани революции, которая должна привести к смене типа цивилизации современного мира, поменяв «либерализм лихих 90-х» на Высокий Коммунитаризм ХХI века – высокосоциализированное общество, где на первое место выходит (в полном соответствии с постулатами четвертой политической теории):

1. создание гармоничного общества социальной справедливости, уважающего права человека и права общества;

2. системообразующими понятиями становятся два – «человек» и «сообщества»;

3. признание того, что развитие отдельного человека бессмысленно рассматривать в отрыве от развития социальной среды;

4. «высокий коммунитаризм» выступает за предоставление бесплатного образования, медицины, программы по повышению нравственности и защиту окружающей среды, увязывая права личности с социальной ответственностью;

5. основной мировой концепцией должна являться система многополярного мира, признание возможности сосуществования разных цивилизаций и необходимости культурной диверсификации, отказ от европоцентризма, признание равной ценностью каждой из цивилизаций европейско-христианской, исламской, славянско-христианской, дальневосточно-азиатской и т. п.), с построением между ними диалектической системы отношений, в которой различные культуры должны находиться в диалоге друг с другом и для каждого народа должны оставаться возможность следовать собственной истории;

6. отторжение свободного от обязательств либерального индивидуума и приверженность ценностям сообщества, как устойчивого объединения людей, связанных общими традициями, историей и моралью. Декларация прав человека и гражданина, должна быть также декларацией его обязанностей. Индивидуальные «естественные» человека и социальных групп не должны нарушать или оскорблять интересы окружающих, общества, в котором они живут. Понятие «толерантность» (с его вседозволенностью) должно смениться на «терпимость»;

7. выдвижение концепции «общества совладельцев», которая рассматривает современную корпорацию не как машину исключительно для производства прибыли акционерам, а как социальный институт, защищающий гармонизированные интересы акционеров, менеджмента и персонала;

8. моральные нормы должны превалировать над экономической рациональностью, социальная значимость ценностно-рационального поведения - над целе-рациональным;

9. экономическая система должна сохранять свою рыночность и свободу, но не абсолютную беспринципную свободу получения прибыли; втягивание менее развитых экономик в общий рынок на условии полной открытости недопустимо, таким рынкам необходимо применять принципы автаркии;

10. принимая абсолютно легитимным стремление к получению прибыли, благополучию и достатку, признать, что экономический рост не является бесконечным, поскольку мы живем в конечном мире. Отсюда вытекает особое отношение к функционированию финансовой системы и правам наследования на крупные средства производства. Цель - добиться возвращения к равновесию, к чувству предела и меры.


Кирилл Мямлин  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/1633