ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/174
Вариант «Б»
Воплощение предложения было бы выгодно и Минску, и Москве – Россия возвращается на старые рубежи, а Белоруссия выторговывает для себя какие-либо «субсидии»   9 ноября 2007, 17:36
 
Москва при помощи Минска может подготовить достойный ответ размещению американских ПРО в Восточной Европе – но мешает политика

Любая территория имеет своё значение. Абсолютно любая. У каждой территории есть история, определяющая ее геополитическое «содержание». Не является исключением и Белоруссия, которую регулярно проходили разные «хозяева мира». Впрочем, местные «князья» тоже не всегда отличались особенной гуманностью.

 

Превалирование политики в отношениях часто вредит братским народам: предпочтение отдается корыстным интересам. А сегодняшний белорусский режим сильно политизирован. И все вопросы так или иначе переходят в политическую плоскость.

А в недавнее время здесь нередко выясняли отношения более крупные игроки. Впрочем, это участь не только Белой Руси, Прибалтика, Украина, Польша имеют похожий опыт: американцы взяли, и захотели разместить свою ПРО в Восточной Европе. А Москва в ответ изъявила желание поставить ракеты в Белоруссии.

 

В конце лета российский посол в Минске Александр Суриков, комментируя эту ситуацию, заявил: «В ответ на планы Вашингтона Россия и Белоруссия могут принять решение о создании новых совместных военных объектов, в том числе и ядерных. Конечно, все это произойдет при определенном уровне взаимодоверия и интеграции». В белорусском МИДе озвученное восприняли позитивно.

 

Зато один бывший сотрудник республиканского МИДа заявил: «Посол Суриков, видимо, забыл, что он находится не где-нибудь в Алтайском крае, а в независимой Беларуси. Такие заявления, во-первых, не свойственны дипломатам, а во-вторых, их можно расценивать как посягательство на суверенитет государства».

 

На лицо разнообразное восприятие столь неоднозначной инициативы. Так или иначе – российские военные объекты в Белоруссии давно функционируют. Например, сверхдлинноволновой радиотехнический центр «Антей» в Вилейке и РЛС «Волга» в Ганцевичах. Появление ракетных баз стало бы серьезным успехом во внешней политике Москвы.

 

Напомним, в соответствии с договором СНВ-1 вывод российских ракет из Белоруссии начался в 1992 году и был завершен в середине 90-х. Мало того, в 1994 в Минске приняли Конституцию, в соответствии с которой страна обозначала в числе целей своего развития безъядерный статус. Но после Александр Лукашенко не раз высказывался в том смысле, что де зря ракеты отправили в Россию. Мол, лучше бы оставались под рукой. Так ему, наверное, было бы спокойнее.

 

Это всё, конечно, неспроста. Еще в апреле 2005-го, находясь с визитом в Вильнюсе, госсекретарь США Кондолиза Райз сказала, что белорусская оппозиция не должна упустить свой шанс в 2006-м.

 

19-го марта того года в Белоруссии прошли президентские выборы. Победил Лукашенко, набрав более 80%. Кандидат от оппозиции Милинкевич – 6%. Это официальные данные. Но – в первый день на Октябрьской площади Минска митинговало 7000 человек. Ночной морозец многих разогнал. К утру осталось лишь 300 активистов. Не сравнить, скажем, с киевским Майданом, где счёт вёлся на десятки тысяч. Свержение Лукашенко, конечно, подорвало бы и без того шаткие позиции России в регионе. Однако, в начале весны 2006 революция не состоялась, и в этом есть отрицательный нюанс – вновь, к сожалению, выявилась сервильность славянского типа, напоминающая уже забитость.

 

Переворота не вышло, и в 2007 начались разговоры на давно знакомую «ракетную» тематику. Американцы захотели разместить элементы ПРО в Польше, а в Чехии – радар. Россия сперва предложила совместное использование Габалинской РЛС, что в Азербайджане, потом заговорили о пополнении отечественной группировки в Калининградской области, потом речь зашла о выходе из Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). И ведь, считай, уже вышли: Государственная Дума РФ подавляющим большинством голосов высказалась за приостановку ДОВСЕ, а Владимир Путин предупредил, что Россия приостановит участие в ДОВСЕ, сделав это, как и положено, за 150 дней. Срок истекает 12 декабря.

 

Зато с Белоруссией Россия по этому вопросу до сих пор в хороших, скажем так, отношениях. Просто пока ничего не решается. На прошедшем в конце октября заседании совместной коллегии Минобороны России и Белоруссии министр обороны России Анатолий Сердюков заявил: «Процесс расширения НАТО, планы развертывания ПРО, обострение ситуации на Ближнем Востоке подтверждают необходимость тесной координации наших действий как в военно-политической, так и в военной областях». «Белоруссия была и остается единственным последовательным и неизменным союзником России на западном направлении. К стопроцентным союзникам РФ в мире можно отнести лишь три государства: Белоруссию, Армению и Сирию, - остальные все время колеблются и выбирают. Россия может и должна сотрудничать с Белоруссией в военной и военно-политической сферах по любым направлениям», - отметил на том же заседании глава Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. Москва при помощи Минска может подготовить действительно достойный ответ размещению американских ПРО, даже не прибегая к выходу из Договора об уничтожении ракет средней и малой дальности, который на Западе до сих пор называют «краеугольным камнем европейской безопасности». «Россия вполне может развернуть свои ракеты средней дальности в Белоруссии, так как именно РФ является правопреемницей СССР и несет обязательства по договору. Минск же не попадает под воздействие договора», - высказался эксперт петербургской группы «Конструирование будущего» Сергей Боровиков. Вот так, на самом деле, всё просто.

 

Всё непросто в другой области. Главной проблемой укрепления военного союза России и Белоруссии до сих пор является слабость политического взаимодействия между двумя государствами. А ведь, если отвлечься от чистой политики, видно, что сама идея размещения российских ракет в Белоруссии - довольно здравая. Но, как прокомментировал эту ситуацию эксперт Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин, любые ракетные базы могут быть размещены в Белоруссии только при условии абсолютного стратегического единства и взаимопонимания. Появление ракет при малейших разногласиях невозможно. По мнению эксперта Белоруссия - единственная брешь в атлантистском «санитарном кордоне» вокруг России. Если там появятся ядерные ракеты, то это можно считать материализовавшимся кошмарным сном госдепа США. Коровин уверен, что все кривотолки и волнения относительно российских ракет в Белоруссии - информационная постановка, целью которой является протестировать реакцию различных «игроков». Кроме того, эксперт находит во всём происходящем и плюс: ситуация явно свидетельствует о том, что геополитическое сознание руководства РФ начинает просыпаться.

 

Надо сказать, что воплощение предложения было бы выгодно и Минску, и Москве – Россия возвращается на старые рубежи, а Белоруссия выторговывает для себя какие-либо «субсидии».

 

Но для осуществления замысла требуется устранить все имеющиеся взаимные вопросы. В первую очередь – тему с энергопоставками. И тут, коли Кремль действительно хочет поставить ракеты на новом месте, Минску придется, наверное, частично уступить. Трудно представить ракетные базы в Белоруссии при озлобленном местном населении. Однако, не следует забывать, что Лукашенко не хочет делиться властью и никогда не пойдет в состав России. Тогда можно говорить лишь о сближении двух стран на почве активного военно-политического сотрудничества.

 

Ясное дело, что взамен на разрешение установить боеголовки Лукашенко потребует, что ему заблагорассудится. Захочет – отдельных гарантий сохранения его личной власти, захочет – предельно низких цен на газ. А если Москва заартачится, то не видать ей никаких ракетных баз. Во всяком случае, гласно такие требования не будут озвучены. Публика узнает о них по слухам.

 

На данном фоне обсуждать «воссоединение» как-то не приходится. По словам Валерия Коровина, на формальном уровне оно происходит. Но не более. Де-факто ничего нет. Единые стратегические интересы подразумевают сближение братских народов по всем направлениям. Впрочем, как полагает специалист, сейчас двум странам вовсе необязательно сливаться в единое государство, достаточно создать одно геополитическое пространство. Без чего они поодиночке погибнут. Поскольку, например, для Белоруссии нахождение под российским ядерным зонтиком снимет все проблемы безопасности.

 

Но, как высказался заместитель гендиректора Центра политических технологий Сергей Михеев, Лукашенко во многом движет нежелание делиться властью. В свое время он был готов, но лишь в обмен на нечто большее (иначе, по большому счету, смысла нет, так как статус понижается). Россия предложить ему ничего подобного не смогла. Теперь, как считает эксперт, белорусский президент досидит до упора, и когда поймет, что стоит перед выбором – либо «сдаться» России, либо все потерять, решиться.

 

Проще говоря, сложившееся положение говорит о том, что во главе союзных стран нет людей, мыслящих историческими перспективами.

 

Кроме Лукашенко, РФ на белорусском поле не на кого ставить, считает Сергей Михеев. Он – меньшее из всех зол. В значительной мере подобную ситуацию создал сам глава Белой Руси, зачистив политическое поле внутри страны, реализовав модель традиционной деспотии. А на переворот способна только Россия, покуда прозападная оппозиция не пользуется широкой поддержкой населения.

 

Если же немного абстрагироваться и перейти к глобальным сферам, то превалирование политики в отношениях, как полагает Валерий Коровин, часто вредит братским народам. Это означает то, что корыстным интересам отдается предпочтение. А сегодняшний белорусский режим сильно политизирован. Все вопросы, так или иначе, переходят в политическую плоскость.

 

По мнению Сергея Михеева, многое зависит от ответственности элит. Проблема лишь в том, что люди, представляющие «сливки обществ» двух государств, не могут «смотреть» на 100-200 лет вперед. Дальность их мышления ограничивается сроком пребывания на конкретном посту.

 

А история свидетельствует лишь о стремлении двух славянских народов к единению, несмотря на несколько столетий пребывания белорусских земель в польско-литовских «рамках». В Белоруссии, в отличие от Украины, даже нет определенного деления на Западную и Восточную, и, обычно сопутствующего этому ярковыраженного антироссийского уклона. Что оставляет надежды.


Денис Колчин  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/174