ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/1963
Единение с большой буквы
Философия 1000-летия Единения - это философия нашей реальной и единственно оптимальной жизни: мы живем на общей земле, породнившись с общей природой, сочувствуя друг другу   20 апреля 2012, 09:00
 
Идея России о неразрывном духовном и политическом единстве многонационального народа, сплачивающая страну, постоянно находится в оппозиции к вечной западной идее разрушения России

На планете Земля идет битва за место народов под солнцем, за возможность в качестве хозяев оказаться ближе к природным ресурсам. Такая битва не прекращается на белом свете никогда, но сейчас, в условиях нового глобального передела мира, стала еще напряженнее. Борьбу за владение пространством ведут очень сильные, хорошо вооруженные страны. И стремясь разрушить существующий порядок в том или ином государстве, чтобы завладеть им, бьют в самую сущность государства-жертвы. Тысячелетняя сущность России - ее многонациональное единство.

Убедительный, политически очерченный контекст единого многонационального народа дает человеку осознанное ощущение его исторической защищенности на родине.

Геополитические противники прежде всего разобщают народы, соединенные одной землей, разделяют их, чтобы властвовать над ними. Долгая война на Северном Кавказе, попытки раскачать многонациональное Поволжье, уже не секрет, воодушевляются и подпитываются из-за рубежа, где есть свои определенные представления и четкие сценарии будущего России.

Потому своевременными оказываются для нашей страны исторические даты, подчеркивающие предписанную судьбой единственность России в жизни ее народов. Такая дата - и 1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства: государственность России вновь в опасности, на планете Земля бушуют «цветные» революции. На таком тревожном фоне России необходимо становиться еще более сильной страной - а для этого сохранять народное единство.

Официальное торжество единения необходимо - для взаимного укрепления национального достоинства каждого российского народа. Единство общества представляет ценность тогда, когда оно создается достойными, самодостаточными народами. Более того, процесс единения качественно могут продолжать только сохранившие свою этническую основу народы. Кроме межнационального единения для полноценной жизни необходимо и национально-культурное уединение. Россия органично совмещает историческую общность народов и их этническую индивидуальность. Природа России удерживает в своем лоне национальное многообразие единого народа, а история сооружает его единое государство.

Золотая идея России

Благодаря национальному достоинству выжили и сохранили свои народы наши предки. Тысячу лет назад они только учились плести лапти, но уже тогда изнутри переплетали Россию. Их национальное происхождение было для них сокровенной данностью, как и сами народы - абсолютная данность всемогущей природы. Россия их делами, их судьбой и их повседневной жизнью писала на пергаменте истории свою «национальную идею» единения и единства. Реальное единение народов нашего края началось задолго до упоминания этого факта в русских летописях. Исторические документы дают повод нынешнему государству официально обозначить фундаментальный факт нашего бытия. Россия начала формироваться тогда, когда наши предки поняли, что им судьбой предписано жить здесь вместе. Сама история сформулировала «национальную идею» для выживания и существования России, собрав разные народы на одной земле.

Многовековое единение воплощает историческую волю народа. Политике в России сегодня следует поспевать за народной волей, за народной мудростью, опытом совместного проживания. При любом политическом строе и при любой власти Россия-народ не откажется от своей сущности. Идеология нашего 1000-летия Единения оказалась созвучной с идеологией, востребованной всей Россией. Наши предки умели договариваться, исходя из интересов жизни, а часто и из интересов выживания. Поскольку понимали: выживать совместно намного легче. Всемогущая «народная дипломатия» тогда сохраняла мир, создавала государство, помогала людям оставаться вместе. А мы сейчас уже вместе - созидаем. Ведь людей объединяет гораздо большее, чем разъединяет.

На том и мир держится. Приходится - уживаться: и отдельным людям, и народам, и странам. Альтернатива единению народов одна - конфликт, разрушающий и государство, и народ. Сама дата - 1000 лет - высечена на незыблемом фундаменте нашей жизни. Цифра 1000 приводит в арифметический порядок нашу историю для современной жизни, подчеркивает величие наших основ. Цифра 1000 символизирует зрелость нашей общности, ее подтвержденность историей. Единственная правота общности обозначается этой датой.

Убедительный, политически очерченный контекст единого многонационального народа дает человеку осознанное ощущение его исторической защищенности на родине. Исторически защищенным можно быть только рядом с братски близкими народами, породненными отчим пространством.

Единение народов - как совершенное произведение истории. Для воплощения истины необходим сплав национальных своеобразий. Для устойчивости, бесконечности человеческой истории одинаково необходимы - и этническое многообразие, и державно-государственная однородность. Истории дорог каждый народ - и в национальной единственности, и в межнациональном единении. Единение было уникально тем, что оно происходило возле незыблемых традиций национального достоинства каждого народа.

Постоянное единение, духовное и политическое сплочение народов при государственном сохранении их национального своеобразия, созданного природой, - это золотая идея России, сформулированная ею и для себя, и для мира. События 2011 года на Манежной площади Москвы, выявившие особую опасность межнациональной розни среди молодежи - завтрашних творцов России, а также межнациональные столкновения в благополучных странах Европы подтвердили уникальную ценность идеологии Тысячелетия для того, чтобы Россия устояла. Отмечая на государственном уровне глобальные исторические даты, связанные со своим становлением, Россия благодарно вспоминает свое кровное родство с каждым своим народом, чутко стоявшим возле ее колыбели.

Указом Президента России о праздновании величественной даты был запущен мегапроект, стимулирующий развитие региона и его жителей. Идея 1000-летия Единения продвинута на федеральный уровень и, скорее всего, изначально, после консультаций с историками, выражена Главой Мордовии Николаем Меркушкиным, который сам пришел в государственную политику из глубин этого взаимного переплетения народов, где и формируется национальная политика большой страны. Мордовское село Новые Верхиссы - родина Меркушкина - находится рядом с татарским и русскими селами. Я тоже вырос в такой же привычной, но уникальной среде, в которой русскому языку и русской литературе в татарском селе меня учила чуткая учительница-мордовка.

Голос современной Масторавы

Национальная политика государства, хотя и формулируется политической элитой, но начинается в самом народе. Нашему государству удавалось извлекать свою национальную политику из глубин народной реальности, потому и сохранялась страна многие века. Народ тысячу лет рос, развивался в единстве. В пору исторического младенчества народа случались и межнациональные конфликты. Но это была агрессия младенцев, которые встречаются впервые. Если даже какие-то силы в политических целях ссорили народы, то народы, по большому счету, не ссорились, держались за свое единство на одной земле - важное условие выживания в мире. Революции, гражданские войны порождали трагическое социальное противостояние в многонациональном обществе, но межнациональное единство людей оставалось незыблемым.

1000-летие Единения - намеренное политическое культивирование нашей гражданской и человеческой общности. А при злом желании можно было бы выискивать и иголкой выкапывать то, что нас разобщает. Не так ли поступали те силы, которые в свое время разрушили Советский Союз? Из глубин тысячелетней истории мы извлекаем наше родство - и в этом наше благо. И мы видим трагедию Ближнего Востока, где арабы и евреи из глубин истории не перестают извлекать тысячелетнюю вражду племен…

Идея России о неразрывном духовном и политическом единстве многонационального народа, сплачивающая страну, постоянно находится в оппозиции к вечной западной идее разрушения России, к солидарному стремлению западных политологов и национальных сепаратистов в отдельных регионах самой страны превратить Россию в «конфедерацию», то есть - уничтожить ее внутренний политический скреп.

За тысячу лет произошла мудрая интеграция мордвы - основательного народа от земли - с русской культурой, с общим животворящим культурным контекстом. Русский поэт Сергей Есенин об этом сказал по-своему: «Затерялась Русь в мордве и чуди!» Красивую мордву на Руси, среди своей творящей природы - у себя дома, изображают картины Федота Сычкова. Кистью русского художника Сычкова сама Русь, любя, рисовала мордву - яркой, красивой, жизнерадостной, настроенной на долгую историческую жизнь на своей земле. Русь входила в мордву, в ее природу и становилась ярче и неповторимее.

Особой является роль русского народа и русского языка в нашем единении. Русские - государствообразующая нация, создавшая гармонично существующее многонациональное государство. В этом уникальность России - исключительной родины многих народов, не желающих оказаться в «плавильном котле» и потерять дарованные историей и природой культурные и духовные ценности.

С землей-матерью - Масторавой связана и эпическая культура мордовского народа, его эпическое мышление. Изначально, с первых протяжных, многоголосых песен началось глобальное, неторопливое, основательное мышление народа, надолго пришедшего на землю. Живая, творящая, любящая свои народы земля - такова родина мордвы, пришедшей со своим культурным своеобразием в единый многонациональный народ. При этом Масторава мордвы, расположенная в самом центре России, - единственная родина, отцовская земля и русских, и татар. Песенное многоголосье тоже характеризует мордву - как народ, одаренный способностью солидарно с другими народами, многоголосо жить на свете, не терять свои главные духовные ценности, связанные с любовью к живой земле, ни при каком политическом строе.

Но какой народ скажет о себе, что он - не народ земли! Однако мордва - народ моей земли - той земли, на которой вместе с мордвой жили мои предки-жестянщики. Они крыли железом крыши домов в мордовских селах. А мордовские умельцы валяли валенки для татар. Первые шаги по земле я делал в мордовских теплых валенках. Кажется, и сегодня в этих валенках продолжаю идти по отцовской земле, и она всегда для меня остается теплой. Тысячелетняя даль ясна, как на утренней заре. В этой дали - наши предки вместе близки к одним деревьям, рекам, ливням и закатам. И наша природа соединяет народы, формирует их жизнь во многом по своему образу и подобию, своим строгим характером определяет их основательную духовную и политическую сущность, позволяющую сохранять в веках общую страну. Мне кажется, и главный герой мордовской мифологии Тюштя, до того как стать правителем мордвы, вместе с моими предками пахал землю и пас стада, потому Тюштя - близкий и мне исторический герой.

Наши народы жили - укрепляя друг друга и тем самым вместе создавая и сохраняя Россию. И если это было так, а это было только так, то не могло не быть постоянного процесса единения народов, следовательно, не могло не быть и 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства - праздника федерального масштаба.

Философия 1000-летия Единения - это философия нашей реальной и единственно оптимальной жизни: мы живем на общей земле, породнившись с общей природой, сочувствуя друг другу, - одним народом, вышедшим из разных племен. Если произошло такое межнациональное единение, то значит, здесь поселились изначально близкие, духовно и физически тянувшиеся друг к другу народы, из которых и мог сформироваться единый народ. Исторический феномен единения связан, прежде всего, с народами единой родины. И потому в новейшей истории уместна подчеркнутая государственная забота об укреплении коренных народов той или иной местности. Должно быть, сама почва созывала эти народы в общий контекст.

Мордва, русские и татары, приблизившись друг к другу, расширили и качественно изменили каждый свое этническое пространство. Эта простая, но могучая философия жизни людей оказалась необходимой и для их собственного выживания, и для тысячелетнего самосохранения России.

Мордовский урок геополитики

Каждый народ дает миру свой урок истории. Более того, исторический опыт любого народа важен для геополитической устойчивости всей страны. И каждый такой урок народа - вклад в науку совместного самосохранения в мире.

Потому и появление в жизни мордвы славянских и тюркских народов тысячу лет назад целесообразно рассматривать как именно такую эволюционную волю исторической судьбы. Это важно иметь в виду при осмыслении процесса единения людей.

Единение народов - живой процесс, из которого невозможно выйти, который и длится тысячу лет. Такое единение постоянно творит себя, модернизируется в истории, адаптируется к политическим реалиям, сменам политических эпох, государственных строев, экономических формаций, но при этом продолжается процесс человеческого сплочения народов одной земли. Продолжается и просвещение, обретение мордвой, не теряющей свою этническую самобытность, - и русской, и татарской культуры.

Нельзя укрепить человека, не укрепив его исторические основы, историю его личности, которая простирается и в прошлое, и в грядущее.

В контексте Единения еще ярче выглядят и звонче звучат знаковые имена наших соплеменников и земляков: скульптора Степана Эрьзи, просветителя Макара Евсевьева, поэта Хади Такташа, патриарха Никона, певицы Лидии Руслановой, писателя Шарифа Камала, адмирала Федора Ушакова, поэта Александра Пушкина, чье имение Болдино - часть нашей исторической родины. А задолго до этого контекст единения своими деяниями создавали мордовские и татарские князья - Пургаз, Пуреш, Бехан, Кугуш, Тениш, Еникей, Кулунчак. В течение веков бывала и настороженность между их сородичами, но пронзительная история уже знала о том, что их потомкам предстояло быть вместе. Историей Отечества уже было принято ее волевое решение по объединению этих народов, если сегодня потомки Бехана и Пургаза, Кугуша и Пуреша живут в человеческом и гражданском единстве на отцовской земле, в лоне родной природы, с которой слились и в которой ныне покоятся древние предки. И деревья, и травы этой земли доносят до нас слившиеся воедино голоса наших предков. И они, уже из самой природы, подтверждают праведность единения народов. Голос предков важен и для современного народа, сумевшего оценить свое единство, и для потомков - чтобы они могли в своей жизни опираться на надежный исторический фундамент.

Оседлые мордва, русские и татары-мишари нашего края вместе противостояли набегам кочевых народов. Наши предки здесь обрели твердь, а с оседлыми народами на своих просторах и земля была устойчивой. Земля, населенная именно оседлыми народами, тогда становилась великой Россией. Противостояние оседлости и кочевья - двух непримиримых образов жизни - продолжается и сегодня: державная оседлость коренных народов России и геополитическое кочевье, набеги на суверенные страны вооруженного до зубов Запада находятся в жесткой оппозиции друг к другу.

А все наши выдающиеся предки сегодня вместе с нами собрались в контекст 1000-летия Единения, политически обозначенный в начале XXI века. В великий контекст единого народа лежал их великий исторический путь - через поля и леса, по земле и по небу, через подвиги, радости и страдания, через конфликты и непременное примирение.

Для современных татар-мишарей в такой идеологии - истина нынешнего бытия и выживания. И поныне не ветшает опыт темниковских татар, которые вместе с мордвой уже строили в XVI веке свое успешное государство - Темниковскую Мещеру, присоединившееся в XVII веке к Московскому княжеству и ставшее опорой Российского государства. Для меня - потомка темниковских князей - этот опыт является основой державного мировоззрения, более того, я не забываю о духовной преемственности державного мышления.

Единение изначально является стратегическим союзом народов во имя общего выживания и развития. Таково и единение наших предков - зачинателей народов нынешнего мордовского края. Современные темниковские татары и сегодня остаются абсолютными приверженцами державного политического порыва своих предков.

Идеология нашего Единения имеет существенное геополитическое значение. Сейчас идут локальные военные конфликты у границ России. К российским границам, за которыми - наши энергетические ресурсы, леса, пашни, воды, двигает свою мощь НАТО.

Могущественны мировые силы, готовые растащить народы, чтобы потом растащить территории этих народов, еще богатые энергоносителями, которые, однако, убывают на планете. Под прицелом этих мировых сил, естественно, находится и мать-земля - Масторава мордвы в центре России. В этом проявляется национальный интерес наших оппонентов. Публицист Василий Песков, первым рассказавший о подвиге мордвина, Героя Советского Союза Михаила Девятаева, совершившего побег из плена на фашистском самолете, пишет о возможной войне за природные ресурсы: «Она представляется неизбежной и уже в разных формах идет. Крайние формы коснутся нашей страны обязательно. Именно по этой причине мир не хочет видеть Россию сильной. На Западе уже под боком у нас НАТО, а на Востоке - граница в три тысячи километров с набирающим мощь Китаем, граница, по одну сторону которой перегретый биологический котел, а по другую - почти безлюдные пространства с теми самыми природными ресурсами. Чтобы в сложившемся геополитическом раскладе не оказаться игроком без единого козыря, нам надо быть сильными и мудрыми».

Следовательно, наш национальный интерес сегодня - не только в нашей межнациональной сплоченности, но и в искреннем державном единстве власти и народа. Потому так актуальна идеология народного единения, в которую органично вписалась и идеология 1000-летия: не дать растащить народ, чтобы затем не растащили Родину, не разрушили наше национальное государство. А уже единый народ способен достойно идти к единению с другими странами - близкими ему по духу и по историческому родству.

В мире вообще постоянно идет процесс стратегического единения стран и цивилизаций - в нашем опасном мире. Экономическая общность Запада - Евросоюз и военное единство Запада - НАТО тоже являются глобальными продуктами единения. Было и единение социалистических стран в эпоху советской России, но геополитическими противниками оно было сокрушено. И снова именно идея единения выходит на первый план, когда Кремль ведет речь о создании Евразийского союза - единении с родственными, исторически созвучными государствами - славянской Белоруссией и тюркским Казахстаном.

На устойчивой земле

Так и мордовское Единение подразумевает братское соседство народов не только на этнографической сцене, не только в праздничных хороводах. Это - состоявшаяся общность современных людей, в повседневной жизни уже мало зависящих от этнографий и проблем этнической непохожести. Современными людьми закономерно отторгаются попытки этнических элит, которые сами успешно интегрированы в общечеловеческий контекст, сузить пространство соплеменников под видом «возрождения» этнического патриотизма, а по сути - заботясь о социальной базе для своей этнополитической деятельности. Современность формирует свои необходимые для жизни людей традиции. XXI век - не столько время возрождения этнографии, сколько время укрепления духовной, философской самобытности народов. Любопытна этнографическая самобытность, но для развития человека в народе важна - самостоятельность и неповторимость мысли. Необходима конкуренция не столько костюмов, сколько - научных знаний и духовных основ. Актуально прежде всего политическое, духовное и экономическое содружество и взаимодействие, осознание исторически подтвержденных общих - жизненно важных - национальных, политических, экономических интересов.

Потому в контекст 1000-летия Единения вписаны - и строительство дорог, жилья, объектов производства, образования, культуры, спорта, здравоохранения, все то, без чего жить и развиваться в современном мире народу уже невозможно. Важно культивировать общий, неделимый национальный интерес развивающегося многонационального народа, способного быть конкурентоспособным в мире. Важный современный приоритет - гражданское и человеческое единение, четкое политическое обозначение себя - единым народом, неизменно стремящимся к справедливому социально-экономическому мироустройству на своей земле.

А национальное достоинство, конечно же, следует политически поддерживать для укрепления человека, которое невозможно без укрепления его сущностных начал, его основ, к которым относятся - и национальность человека, язык, религиозные традиции, завещанные предками. Нельзя укрепить человека, не укрепив его исторические основы, историю его личности, которая простирается и в прошлое, и в грядущее. Все народы, включая самые малочисленные, хотят быть значительными и неповторимыми в истории. Но при этом каждый просвещенный народ стремится к справедливому единству с миром и боится оказаться в безликой и бессмысленной толпе легко манипулируемых людей. И в истории можно и нужно каждому народу отыскать потенциал для собственного величия, для устойчивого национального достоинства.

Стратегически важно от имени государства отдавать дань уважения происхождению человека, нашего соотечественника. Потому справедлив в данном случае абсолютный приоритет культуре и историческим традициям тех народов, для кого эта земля - родина. Опасен отток с нашей территории ее коренного населения, потому что это повлечет деформацию национального, духовного, а следом - и политического ландшафта нашего края. Сегодня перед людьми открыт огромный мир, гарантирована свобода передвижения по планете. Пространство единого народа уже не может быть закрытым пространством. Но при этом очень важно, чтобы родина оставалась и естественной, и удобной, и наиболее престижной средой самореализации нашей молодежи. Тогда это будет - устойчивая, перспективная, вдохновенная земля. Потому особо подчеркнем: исторически справедливо, когда происходит культурно-политическое укрепление родиной-государством, прежде всего, ее коренных народов. Это особенно целесообразно в условиях интенсивной миграции, когда на нашу землю, в естественную многовековую среду объединившихся финно-угров, славян и тюрок, с других концов света переселяются люди еще не настолько близких нам культурных и мировоззренческих традиций, хотя и они на новом историческом этапе присоединяются к тысячелетнему процессу единения. И забота государства о своих народах особенно ценна, когда в современном мире реальна опасность разобщения многонационального народа - духовного и политического растаскивания наших соотечественников по финно-угорскому, славянскому или тюркскому «мирам» из-за рубежа…

Единение - работа мастеров

Единение - не просто естественный эволюционный процесс. Это еще и кропотливая политическая работа. И сейчас, на новом историческом этапе, эта работа продолжается, поскольку необходимо постоянно соединять вроде бы несоединимое, неустанными, последовательными политическими мерами обеспечивать содружество разных культур, традиций и верований, политической волей объединять их в общем деле.

Современные знаковые новостройки Мордовии, приуроченные к 1000-летию Единения, символизируют то, что соединение народов, длящееся тысячу лет, само по себе есть явление исторического созидания. Процесс исторического единения народов - тоже строительство, строительство отношений между людьми одной земли, таких же красивых и основательных отношений, как юбилейные новостройки. А прежде, например, в нашем татарском селе плотники из мордовских деревень строили деревянные дома. Это сама эволюция сегодня не прекращает строительство единого народа на нашей земле. Именно великое единение народов достойно такого качества жизни - тех современных, европейского уровня объектов культуры, науки, спорта, здравоохранения, которые возводятся в Мордовии к 1000-летию Единения. Более того, только единение народов и достойно такой благодарности от родного государства, распределяющего национальные финансовые ресурсы. Укрепление единства коренных народов, удержание их на общей территории в условиях открытого мира возможно, если жизнь здесь будет приближаться к уровню жизни в европейских странах. Реализация мегапроекта по 1000-летию Единения как раз способствует европейскому развитию региона.

У Единения было свое начало. И в начале Единения были наши предки - жестянщики, плотники, валяльщики, землепашцы, воины, лекари, просветители. Сегодня для продолжения их дел востребованы современные созидатели, мастера нынешнего политического и экономического обустройства и укрепления России. Более того - востребованы мастера укрепления России в современном мире, где гремят и, возможно, еще долго не отгремят «цветные» революции; где идут локальные войны, сокрушающие основы еще недавно непоколебимых стран; где одни мощно вооруженные народы жадно и агрессивно смотрят в сторону территорий, на которых веками живут другие, не столь могущественные в военном отношении люди. Те, кто хотел бы отобрать их земли, уничтожить их национальную государственность, стремятся и далее их ослаблять, внося в их жизнь «межнациональную» смуту, напоминая обиды из эпохи их исторического младенчества. Попыткам ликвидации своей государственности и целостности, согласно военной доктрине государства, Российская Федерация готова противопоставить даже ядерное оружие. Но и этого недостаточно: нам из истории необходимо выносить главную ценность - состоявшееся единство народов. Нам на своей родине, возле своих просторов и природных богатств жизненно необходимо оставаться - едиными...


Камиль Тангалычев  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/1963