ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/201
Старые соседи – новые отношения?
Атлантистский враг знает слабые места, куда наносить удар – именно поэтому феномен мордовского национализма опаснее, чем национализм и сепаратизм любого другого малого народа   29 ноября 2007, 10:57
 
Веками русский и мордовский народ жили дружно, но сегодня яд сепаратизма может отравить их дружбу

Мордва - угро-финская народность, обитающая в бассейнах рек Мокши и Суры, а также в междуречье Волги и Белой. Мордва делится на две группы: западную, живущую в районе Мокши, которую и называют мокша, и восточную, обитающую в долине реки Суры - эрзя. Особыми этническими группами мордвы считаются терюхане и каратаи. Языки - эрзянский и мокшанский волжской подгруппы финно-угорской группы уральско-юкагирской семьи. По переписи 1989 г. численность мордвы в СССР составляла 1154 тыс. чел., из них в РФ - 1072,9 тыс. чел., в том числе в Мордовской АССР проживало 313,4 тыс. чел., что составляло 32,5% населения республики.

 

Одно дело - сепаратизм окраин. Потенциальный же очаг нестабильности в самом центре имперского ядра способен децентрализовать всю государственную систему.

История мордовского этноса и его взаимоотношения с этносом русским - чрезвычайно интересная тема для исследования. Веками эти два народа жили бок о бок, имея схожую географическую зону проживания, почти одинаковый материальный быт, много общих черт в культуре. Но исторические судьбы их сложились совершенно по-разному. Если русские бурно расселялись, осваивая новые территории и географические зоны, то мордовский этнос примерно так и остался в зоне своего этнического зарождения. Если русские быстро осваивали и впитывали достижения других культур, как Востока, так и Запада, то образ жизни мордовского этноса за века практически не менялся, сохранив множество древнейших черт. Например, сильное влияние языческих верований в духовной культуре. Почему у столь схожих и соседствующих этносов оказались столь разные исторические судьбы – попробуем выяснить.

 

Первые упоминания о мордве относятся к VI в.н.э. Историк Иордан в своей «Истории готов» среди народов, подвластных готской державе в Восточной Европе, упоминает народ морденс. Примерные описания мест его проживания совпадают с зоной расселения мордовского этноса. Таким образом, угро-финский этнос мордва выходит на историческую арену примерно тогда же, когда и славяне.

 

Однако, славяне, расселяясь, занимали преимущественно лесостепную зону, финно-угры же осваивали более северную лесную зону. Взаимоотношения славян и мордвы складывались по-разному – суздальские и муромские князья порой воевали с мордвой. Но крупных столкновений не было, большую часть своей истории славяне и мордва существовали вполне мирно. Даже напротив, весьма частыми были этнические контакты, смешение, а также взаимное влияние культур друг на друга.

 

Так, например, самый восточный из славянских народов – русские, сложились именно как продукт смешения славянского этнического субстрата (племён радимичей и вятичей, заселивших верховья рек Оки и Волги) и угро-финских племён (меря, мурома, мещёра и др.) Естественно, веками смешивались русские и с мордвой. Названия многих русских городов имеют определённо угро-финское происхождение – Рязань, Муром, Москва, Пенза и др.

 

Таким образом, идея этнического разделения русских и мордвы как представителей двух абсолютно разных расовых групп абсурдна. Великороссы как народ возникли именно в зоне этнического смешения двух рас: славян и финно-угров.

 

Чем же различались эти два народа - русские и мордва, если по зоне географического расселения, материальному быту и даже по этническому составу они оказались довольно схожи? Вывод – исторической судьбой.

 

Славяне, а затем русские, преимущественно осваивали долины больших рек. По рекам шли основные торговые пути, здесь росли города. В городах кипела политическая жизнь, проповедовались мировые религии. В города же стремились привлечённые их богатствами захватчики, бесконечны были войны и набеги. Тогда как мордовский народ испытал всё это в гораздо меньшей степени.

 

Проходили века, а история восточнее русских земель - там, где жила мордва, казалось, застыла. Если в русских княжествах политическая жизнь кипела, то в мордовских землях, казалось, ничего знаменательного не происходило. Почему?

 

Дело в том, что зона расселения мордвы оказалась в удалении от магистральных торговых путей. Реки Сура и Мокша мало пригодны для судоходства. Соответственно, здесь не было крупных городов. Меньше в мордовскую землю стремились и захватчики – грабить и эксплуатировать лесных жителей очень не удобно. Лес, как и горы, защищает своих обитателей лучше крепостных стен, и при приближении врага можно просто убежать в чащу. Да и грабить бедных лесовиков - занятие мало прибыльное.

 

Именно поэтому мордовский народ в течение веков так мало подвергался иноземному влиянию и сохранил множество древнейших черт в своей культуре. Мордва сохранила сложные мифологические представления, связанные с языческими верованиями и христианизации подверглась довольно поздно. Власть Золотой Орды, а затем Московского государства существенно не изменила образа жизни народа.

 

Последовательная христианизация началась только в XVII веке. Вместе с русскими (хотя и в меньшей степени) мордва приняла участие в колонизации новых земель, в XVIII веке расселившись на Восток и освоив земли за Волгой.

 

Таким образом, русские и мордва проживали, бок о бок от времён своего зарождения. Эти два этноса прочно сплелись своей историей, происхождением и культурной традицией. Но возможен ли, несмотря на все это, в Российском государстве феномен мордовского сепаратизма? Да, возможен. Ведь источником националистических настроений служит буржуазия любой нации, источником же интегрирующих имперских настроений выступает зачастую бюрократия. Достаточно вспомнить, что само понятие нации появилось с эпохой буржуазных революций. Цель любой буржуазии - это независимое государство-нация, что в корне противоречит имперской идее, интегрирующей разные этносы в единый государственный организм.

 

После распада СССР мы стали свидетелями образования наций из народов и этносов, и соответственно, каждая из национальных буржуазий вступила в борьбу за образование своего государства. Естественно, процесс этот начался и у мордвы, как наиболее крупного из угро-финских этносов России.

 

В настоящее время под видом различных национально-культурных обществ, организаций по исследованию языка и фольклора ведётся неспешная работа по формированию у интеллигенции мордовского народа националистического мировоззрения. Зачастую эта работа финансируется западными фондами и неправительственными организациями. Главная задача этого процесса – вбить клин между русским и мордовским народами.

 

Одним из звеньев нового идеологического мифа националистов выступает идея о том, что мордва не имеет с русскими ничего общего, эти народы - представители абсолютно разных этнических групп, рас и культур. Соответственно, по отношению к финно-уграм русские всегда выступали как колонизаторы.

 

Чем опасен этот миф? Атлантистский враг знает слабые места, куда наносить удар – именно поэтому феномен мордовского национализма опаснее, чем национализм и сепаратизм любого другого малого народа. Ведь геополитическая зона расселения мордовского этноса находится непосредственно в центре государствообразующего ядра России – как раз между центрально-русскими областями, Поволжьем и Уралом.

 

Одно дело - сепаратизм окраин. Потенциальный же очаг нестабильности в самом центре имперского ядра способен децентрализовать всю государственную систему. И даже если этот очаг только потенциален, это не значит, что эту проблему нужно игнорировать. Задача центральной власти должна заключаться в том, чтобы умело противопоставлять националистическим буржуазиям разных этносов национальные бюрократии, ориентированные на центральную власть. И хотя Российская власть примерно так и делает, данная практика из случайных и спорадических мер должна стать продуманной системой. Необходимо чутко отслеживать любые проявления национализма любого этноса и ставить заслон для его проникновения в государственные органы, систему образования, СМИ.

 

Мордовский народ – крестьянский, традиционный - относится к древнейшим этносам Восточной Европы. Мордва на протяжении веков служила одним из оплотов имперской миссии России. Исторические корни русских и мордвы настолько сильно сплетены, что разорвать их практически невозможно. Процветание обеих культур возможно только в рамках единого и могущественного государства.


Максим Журкин  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/201