ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/2074
Трансформация ценностей молодежи Юга России: конфликтологический аспект
Особенно болезненно проблемы девиантного поведения молодежи проявляются на Юге России, где экономический кризис наряду со сложной этнополитической ситуацией в наибольшей степени сказывается на молодом поколении   29 августа 2012, 09:00
 
Массовая культура является ведущим началом в формировании мировоззренческих установок и определяющим образом влияет на культурную самоидентификацию молодежи

Юг России является одним из наиболее сложных регионов Российской Федерации, и события равно как прошлого, так и настоящего, продемонстрировали наибольшую политико-правовую неустойчивость данного региона. Как известно, именно в кризисные периоды истории особую роль начинает играть этническая идентичность, а причиной религиозной, этнической нетерпимости, конфликтов и войн становится ксенофобия, а изменения, происходящие в системе ценностных ориентаций, перерастают в политический экстремизм и радикализм.

Влияние религии на формирование ценностей молодежи несколько повысилось, но, по-прежнему, не является существенным.

При оценке перспектив развития российского общества особый интерес представляют умонастроения молодежи и прежде всего студенчества. Известно, что эта часть населения наиболее живо и непосредственно реагирует на все происходящие в обществе изменения. К тому же с развитием молодежи прямо связаны и общие перспективы развития общества. В силу особой восприимчивости и высокой социальной мобильности молодежи возникновение новых ценностных ориентаций и девальвация прежних затронули эту переходную социальную группу в большей степени, чем другие слои общества.

Ценностные ориентации молодежи составляет основу формирования симпатий и антипатий, а в конечном счете общественного сознания и поведения людей. Молодежь представляет собой специфическую возрастную, социально-демографическую группу, характеризующуюся своими психофизиологическими особенностями, имеющую специфические социальные и психологические черты, культурные свойства и функции, наличие которых определяется также и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находятся в состоянии становления и формирования. Она характеризуется своей субкультурой, внутренней дифференциацией, соответствующей социальному делению общества. Молодежь является объектом и субъектом процесса преемственности и смены поколений.

Статус, доход и образование родителей влияют на систему ценностей и жизненных приоритетов молодежи. Ценности, потребности, приоритеты и стиль жизни молодых отражают тот социальный класс, к которому принадлежат их родители. На втором месте по степени влияния на формирование социально значимых качеств подростка находится школа. Влияние средств массовой информации усиливается, однако, не всегда успешно формирует значимые для общества социальные роли. Влияние религии на формирование ценностей молодежи несколько повысилось, но, по-прежнему, не является существенным.

В любую историческую эпоху молодежи приходится нелегко в силу маргинальности ее социального положения. Молодым приходится самим решать, что ценнее - обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям, отрицание прежних морально-нравственных норм или гибкость, приспособляемость к новой действительности, безграничная свобода межличностных, межполовых взаимоотношений или семья как оплот успешного существования.

Характерной особенностью развития России недавнего времени стала резкая ломка традиционного уклада жизни, всех ранее существовавших социально-экономических и политических институтов. Данный процесс до конца еще не завершился, но существенные изменения умонастроений и устремлений современной молодежи уже произошли.

В частности, культ «американской мечты», личного успеха любой ценой вытесняет у молодежи ценности коллективизма и солидарности, готовности заботиться о бедных членах общества: если среди старшего поколения большинство считает, что те, кто материально преуспел в жизни, должны заботиться и помогать тем, кто не преуспел, то среди молодежи большинство убеждено, что материальных успехов люди должны добиваться сами. Для них бедность - это справедливый удел тех, кто не обеспечил сове материальное благополучие. Подобная модель индивидуалистического утилитарного сознания западного типа противоположна традициям российской ментальности, для которой характерен коллективистско-патерналистский тип сознания, восходящий к русской общине.

Ценность рынка, его фетишизация является устойчивой ценностью современной российской молодежи. Аналитики пытаются объяснить, на чем основывается отношение к рынку как к универсальной ценности. Несмотря на то, что рыночные отношения расширили возможности личности, дали простор широкому спектру ценностных ориентаций, обеспечили свободу их выбора, возникло порой непреодолимое препятствие в осуществлении предоставленных рынком возможностей, т. к. их реализация напрямую зависит от имеющихся материальных ресурсов. А это обстоятельство, как свидетельствуют исследования, еще не стало фактором сознания молодежи.

В целом структуру предпочтений молодых людей можно разделить на три группы: сферы жизни, значимые в высокой степени (работа, досуг, общение); значимые на среднем уровне (учеба, здоровье, семья); значимые в низкой степени (религия, общество, страна). Таким образом, наиболее приоритетной ценностью для молодежи сегодня является материальный достаток, что свидетельствует о превалировании личных приоритетов.

Современные опросы молодежи подтверждают тот факт, что материальное благополучие является доминирующей современной ценностью. Почти 80% респондентов указывают, что обеспечение материального благополучия для них является основной целью жизни. Это отражается и на изменении ценностно-трудовых ориентаций молодежи.

Ориентация на успех в жизни становится одной из ведущих новейших жизненных стратегий молодежи в современных рыночных условиях, причем она носит достаточно устойчивый характер. Успех в жизни выступает терминальной ценностью, тогда как структура и характер инструментальных ценностей, способствующих достижению этой цели, меняются, причем, довольно быстро: если еще в 1995 году в ряду приоритетных инструментальных ценностей молодые люди называли работу, семью, друзей, то уже в 1999 году факторами достижения успеха служили предприимчивость, связи и знакомства, образование, богатство и власть.

Таким образом, налицо явное противоречие в жизненных установках молодежи. Близость двух позиций (жизненный комфорт, успех возможны, прежде всего, благодаря собственным усилиям, предприимчивости; но одновременно подчеркивается важность знакомства с нужными людьми, помощи влиятельных лиц) является отражением в сознании молодых людей специфики российской экономики, в которой сочетаются принципы двух разных моделей. Дух предприимчивости, характерный для рыночной экономики, уживается с «рынком связей», который определяет пути и средства обретения материальных, статусных, профессиональных благ и ценностей. Сопоставление полученных данных с результатами аналогичных исследований последнего времени позволяет зафиксировать и преемственность «старых» (традиционных) ценностей, и параллельную новую, устойчивую и активно реализующуюся тенденцию.

Наибольший интерес представляет изучение особенностей трудовых ценностей молодежи - как работающей, так и учащейся. Развитие экономики страны во многом зависит от того, кто приходит на смену старшему поколению. При этом формирование и развитие трудового потенциала отрасли, отдельного предприятия находится в прямой зависимости не только от образовательного, профессионального, интеллектуального уровня молодых специалистов, но и в значительной степени от их мотивации в сфере труда, профессиональной подготовки и повышения квалификации, от доминирующих в данной сфере ценностных ориентации и установок.

Исследования молодежи показывают, что большая доля работающих молодых людей сегодня занята в сфере торговли, более половины - в коммерческих организациях на исполнительских должностях, хотя, говоря о желаемой работе, молодежь называет сферу интеллектуальных услуг. При этом ценность «хорошее образование» перестает быть приоритетной для нынешней молодежи, что говорит о противоречивом отношении к ней - в основном, интересы подростков и студентов обращены к образованию как к необходимой предпосылке успешного продвижения в жизни.

Необходимо отметить, что для молодежи Юга России характерны как индивидуалистические (новые) ценности современной российской молодежи, так и специфические (традиционные) ценностные ориентации. Исследования, проведенные, например, в республике Адыгея, показали, что в среде адыгской молодежи актуализируются этнические ценности. Молодые люди не только интересуются, но обладают достаточно высоким уровнем знаний относительно обычаев адыгов. Традиционный морально-этический кодекс («адыгагъэ») не воспринимается респондентами как пережиток прошлого, его нормам молодые люди стараются следовать в повседневной жизни. По их мнению, он должен регулировать повседневное индивидуальное и групповое поведение.

Однако процесс актуализации этнических ценностей не исключает тяготения к другой индивидуалистской ценностной системе. Основные ценности западной культуры (установка на автономность личности, рациональность, уважение к частной собственности) признаются значимыми молодежью Юга России. В первую очередь молодежь предпочитает заботиться о материальном достатке. Для большинства молодежи труд потерял смысл как средство самоутверждения, самореализации. В своем стремлении к хорошему заработку и к высоким доходам многие молодые люди утрачивают нравственные ориентиры и нередко вступают в противоречие с правовыми нормами.

Ухудшаются социальные источники воспроизводства интеллектуального потенциала в обществе. В глазах молодежи продолжает быстро падать ценность умственного труда, образования и знаний. В связи с усилением социального и имущественного неравенства возрастает и неравенство образовательное, вследствие чего сужается социальная база развития интеллектуального потенциала молодежи. Серьезной угрозой обществу стала «утечка умов» за границу.

Культурная специфика ценностных ориентаций молодежи Юга России заключается, прежде всего, в том, что параллельно сосуществуют и переплетаются две ценностные системы: тяготеющая к традиционности и нарождающаяся индивидуалистская. Причем традиционные ценности, претерпевая некоторые изменения, во многом толерантны модернизационным процессам.

Однако в современных условиях развития СМИ и пропагандистских технологий становится возможным целенаправленное формирование у молодежи как позитивных, конструктивных ценностей, так и негативных, носящих деструктивный характер. Традиционные этнические ценности, имевшие ранее рыцарские, романтические черты («герой», «борец»), сегодня под воздействием заинтересованных лиц, приобретают негативный, порой бандитский характер.

Массовая культура является ведущим началом в формировании мировоззренческих установок и определяющим образом влияет на культурную самоидентификацию молодежи. В ее основе лежит не столько освоение, сколько потребление духовных ценностей. На первом плане массовой культуры находятся элементарные ценности с безоглядным гедонизмом и беспроблемностью. Отсюда и неопределенность жизненных позиций молодежи, постоянный поиск новых форм идентичности, а также обострившаяся проблема одиночества, стресса, выход из которых все больше и больше молодых людей находят в девиантном поведении, наркотиках. Кроме того, молодежная субкультура, носящая зачастую протестный характер, также проявляется в девиантных и делинквентных установках молодежи.

Девиантное поведение молодежи проявляется как отклонения от общепринятых культурных образцов, либо не причиняющие слишком большого вреда окружающим, либо направленные своим деструктивным потенциалом против самих субъектов девиации. Развитие молодежных девиаций представляет собой опасность, связанную с развитием «анормных» установок в групповом сознании молодого поколения, что влияет на ценности, предпочтительные образцы поведения, оценки социального взаимодействия. Таким образом, девиантное поведение неразрывно связано с понятием ценностной установки и во многом обуславливает изменения в системе ценностей молодежи, происходящего на современном этапе развития российского общества. Распространение различных форм девиантного поведения (алкоголизм, наркомания, проституция, самоубийства) провоцируется и самим обществом, живущим в состоянии близком к аномии.

Особенно болезненно проблемы девиантного поведения молодежи проявляются на Юге России, где экономический кризис наряду со сложной этнополитической ситуацией в наибольшей степени сказывается на молодом поколении. К основным формам девиации в этом регионе ученые относят не только наркоманию, алкоголизм, но и политический экстремизм, радикализм, религиозную нетерпимость.

В этой связи необходимо констатировать, что лидеры различных политических радикальных движений, используя свои яркие лозунги в защиту этничности и независимости, привлекают молодежь в ряды своих нелегальных объединений. Политический экстремизм и радикализм в период трансформации ценностных ориентаций, обострений противоречий в обществе становится одним из наиболее опасных негативных характеристик социально-политического процесса. Манипулируя молодежью, деструктивные силы используют ее в экстремистских целях. Особенно данная ситуация характерна для Юга России, где сложная этнополитическая ситуация, неконтролируемая миграция в наибольшей степени сказываются на молодежи. Экстремистское поведение молодежи является весьма актуальной социально-политической проблемой. Основными причинами роста экстремистского поведения молодежи исследователи считают социальное неравенство, желание самоутвердиться, маргинальный социальный статус.

Возрождение религиозности на Северном Кавказе, с одной стороны, привело к тому, что ценными остались религиозные ритуальные практики, а, с другой, повлекло проявления религиозной нетерпимости в молодежной среде.

Экстремизм становится неотъемлемым компонентом социальной среды, который окружает российскую молодежь. Переживая острый кризис, семья перестает быть средством защиты от агрессивности окружающей среды. Насилие все более выступает своеобразной ценностью, жизненной стратегией, доминирующей моделью поведения. И молодежь становится как жертвой структурного насилия, так и жертвой преступных сил, сбиваясь на путь экстремизма, преступности.

Основными источниками молодежного экстремизма на Юге России являются, прежде всего, социально-политические факторы: кризис социально-политической и экономической системы; социокультурный дефицит и криминализация массовой культуры; распространение социальных проявлений «ухода от жизни»; отсутствие альтернативных форм проведения досуга; кризис школьного и семейного воспитания. Это позволяет утверждать, что основной круг проблем, с которыми приходится иметь дело молодежи на Юге России, лежит в сфере конфликтных отношений, прежде всего, в семье и в отношениях со сверстниками.

Особое распространение на Юге России имеет такая форма экстремизма, как политический экстремизм. Под политическим экстремизмом обычно понимают незаконную деятельность политических движений и партий, а также должностных лиц и рядовых граждан, направленную на насильственное изменение существующего государственного строя и на разжигание национальной и социальной розни. Для политического экстремизма в таком понимании характерны три основных момента: не легитимная политическая деятельность (незаконное насилие); крайние формы национализма; простота и общедоступность идеологии.

Молодежный экстремизм на Юге России проявляется и в других формах, вызванных к жизни глубоким экономическим кризисом и неконтролируемой миграцией, которая ускоренно меняет этнодемографическую структуру населения отдельных регионов, когда мигранты и принимающее сообщество, включая органы власти и управления, не успевают адаптироваться друг к другу. Политический экстремизм молодежи на основе мигрантофобии периодически проявляется в Краснодарском и Ставропольском краях.

Возрождение религиозности на Северном Кавказе, с одной стороны, привело к тому, что ценными остались религиозные ритуальные практики, а, с другой, повлекло проявления религиозной нетерпимости в молодежной среде.

Особенность современной конфессиональной ситуации на Юге России состоит в том, что абсолютно доминирующей религией является православие, но в большинстве республик (кроме Адыгеи и Северной Осетии) численность верующих-православных уступает и порой значительно числу мусульман (Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Чечня), что отражает этнодемографическую структуру населения южных субъектов Российской Федерации.

Однако, «поставщиком» и распространителем радикального религиозного экстремизма является «радикальный ислам». Авантюристы, использующие религиозные идеи и лозунги в борьбе за достижение своих противозаконных политических целей, хорошо понимают возможности религиозных учений и символов, как важного фактора привлечения людей, мобилизации их на бескомпромиссную борьбу. Одновременно они учитывают, что «повязанные» религиозными клятвами люди «сжигают мосты», им трудно, если не невозможно «выйти из игры». Манипулирование религиозными текстами и ссылка на богословские авторитеты в сочетании с представлением извращенной информации, используются ими для создания эмоционального дискомфорта и подавления способности человека логически мыслить и трезво оценивать происходящие события. Расчет делается на то, что даже лишившимся иллюзий и осознавшим неправедность своих действий участникам экстремистского формирования очень трудно будет покинуть его ряды: они будут страшиться, что их отказ от конфронтации с властями и переход к нормальной мирной жизни могут быть восприняты как предательство религии своего народа, как выступление против веры и Бога.

В этих условиях молодежь Юга России оказывается втянутой в экстремистское поведение, которое является следствием не только религиозной нетерпимости как проявления ксенофобии, но и таких его сторон как этнофобия. Этнофобия представляет собой недоброжелательность, ненависть к другим народам и этническим группам. Данная форма проявления ксенофобии с участием молодежи является наиболее распространенной и представляет угрозу для региональной и национальной безопасности России, так как Юг России - самый полиэтничный регион страны, где отсутствие эффективного механизма обеспечения межэтнического согласия и толерантности является условием существования экстремизма, радикализма и проявлений нетерпимости.

Необходимо помнить, что культурное пространство Юга России сегментируется на традиционного типа северокавказскую культуру (состоящую из многочисленных этнотрадиционных культур) и близкую к ней по ценностной системе исламскую, русскую национальную, «советскую» и современную западную массовую культуру, находящихся в состоянии латентной и отрытой конфликтности.

Исследователи проблем ксенофобии рассматривают три основных вида этнофобии, которые переплетены на Юге России и представляют угрозу безопасности в этом регионе (русофобия, кавказофобия и мигрантофобия) и, благодаря негативному воздействию СМИ и пропагандисткой деятельности заинтересованных радикальных сил, являются у молодежи региона формой выражения протеста.

Таким образом, негативные последствия либеральных реформ 1990-х годов, вакуум ценностей, деформация образа жизни, изменения социально-экономических показателей жизнедеятельности людей, затронувшие российское общество, нашли особое отражение в среде молодежи на Юге России, где макросоциальные кризисы ухудшались под воздействием неустойчивых в политическом, этническом отношении явлений. Поскольку молодежи свойственна психология максимализма и подражания, то в условиях острого социального кризиса, появления новых ценностей, возрождения традиционных ценностных ориентаций, это является почвой для девиации ее поведения, агрессивности и молодежного экстремизма.


М.С. Блинова, А.В. Сериков  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/2074