ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/2599
Америке пора сдаваться
По сути, сегодня больше нет ресурсов, которые США могли бы задействовать для того, чтобы укрепить свою однополярную доминацию и силовым образом заставить всех подчиняться своей воле   17 ноября 2014, 09:00
 
Основной базой для налаживания отношений России и США должно стать объявление о создании новой глобальной конфигурации, обеспечивающей безопасность всем регионам планеты

На прошедшем 5-11 ноября в Пекине саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества президент России Владимир Путин и его американский коллега Барак Обама три раза мимоходом встретились в коридорах. Тем не менее, как стало известно, в общей сложности они побеседовали - как говорится, «на ногах» - почти полчаса. Во время этих неофициальных переговоров они сумели вкратце обсудить события на Украине, в Сирии и Иране, а также ряд других проблем. Если и появились какие-то последствия этих, с позволения сказать, «переговоров», то они не заметны. Может быть, пока. Как бы то ни было, достаточно очевидно, что отношения между Путиным и Обамой в последнее время, мягко выражаясь, «не очень». В конечном итоге, однако, что-то должно измениться в российско-американских отношениях.

Президент Путин дает понять, что для нас фактор справедливости и необходимости учёта международного права, существовавшего до фиксации однополярного момента, является принципиальным.

Для того, чтобы отношения Кремля и Белого дома начали налаживаться, первый шаг должна сделать американская сторона. В первую очередь, Обама должен принять тот факт, что Россия является суверенной державой, участвующей в формировании глобальной безопасности и претендующей на свою версию конструкции мироустройства, альтернативную американской. Не считаться с этим уже нельзя, потому что за последние годы России удалось консолидировать вокруг себя достаточное количество сил, чтобы выступать слаженно и синхронно против американской внешней политики в различных регионах мира, далеко за пределами России и даже за пределами пространства СНГ.

Это тот фактор, с которым США должны считаться. Иначе они окончательно потеряют свои позиции арбитра, претендующего на способность урегулировать конфликты в разных точках планеты, равно как и на обладание своего рода сверхсилой, из-за которой у американцев, собственно, и возникло некое ощущение безнаказанности, и как следствие - волюнтаризм.

Против этого американского волюнтаризма и выступает сегодня Россия в лице Путина. Президент дает понять, что для нас фактор справедливости и необходимости учёта международного права, существовавшего до фиксации однополярного момента, является принципиальным, и мы будем настаивать на том, чтобы американцы соблюдали конвенции, заключенные после Второй Мировой войны по итогам Ялтинского мира.

Скорее всего, об этом Путин и заявил Обаме во время одной из встреч в Пекине - отсюда такое невеселое выражение лица у последнего. Учитывая, что сегодня Китай является стратегическим партнёром России, о чём было заявлено прямым текстом, использовать его против России в Азиатско-Тихоокеанском регионе уже не получится. А ведь это был один из ключевых стратегических моментов, с помощью которого США пытались отсечь Россию от внешних связей. Им это удалось с помощью Украины на Западе, а с помощью Китая они пытались реализовать то же самое на Дальнем Востоке, что было сорвано активной внешней политикой и эффективной дипломатией со стороны России.

И всё же, какие-то точки соприкосновения вполне могут появиться у России и Соединенных Штатов. Основной базой для взаимопонимания и налаживания двухсторонних отношений должно стать объявление о создании новой глобальной конфигурации, обеспечивающей безопасность всем регионам планеты. Эта новая конфигурация должна выстраиваться на принципах многополярности, где США станут одним из влиятельных центров силы - помимо ещё нескольких (четырёх-пяти) цивилизационных центров. Это представляется неизбежным развитием событий в силу того, что Америка не справляется с ролью единственного центра силы. Она инициировала огромное количество конфликтов во всех регионах мира, в итоге США погрязли в них и теперь испытывают мощнейшее перенапряжение, находясь на грани финансового коллапса. По сути, сегодня больше нет ресурсов, которые США могли бы задействовать для того, чтобы укрепить свою однополярную доминацию и силовым образом заставить всех подчиняться своей воле. Короче говоря, американские возможности исчерпаны.

В этой связи ситуация может развиваться по двум сценариям. Первый - Америка будет упираться до последнего, не соглашаясь на то, что необходимо вырабатывать новую модель безопасности, и тогда она просто обрушится. Её влияние будет устранено физически, по факту, после чего начнётся процесс неуправляемого сворачивания американского влияния во всех регионах мира. Это будет сопровождаться жесточайшим прессингом в отношении представителей и американской администрации, и обычных граждан, то есть, по сути, Америка может оказаться в ситуации повсеместного гонения и преследования американцев за то, что они являются гражданами этого государства-террориста, спонсирующего терроризм, провоцирующего терроризм, агрессию и региональные междоусобные конфликты. То есть, первый сценарий - это неуправляемое сворачивание американского влияния по всему миру с тяжкими последствиями для самих США.

Главе Белого дома пора пошагово обсуждать с хозяином Кремля дорожную карту создания новой системы мировой безопасности, где США будут играть одну из ролей, но далеко не решающую.

Второй сценарий - это управляемое сокращение доли и объёмов американского влияния и замена картины мира, основанной на американской безопасности, на систему обеспечения безопасности на основе принципов многополярности. И если Америка примет этот альтернативный сценарий, она избежит тех издержек, которые может понести в случае, если будет настаивать на своём глобальном доминировании.

Если всё-таки гипотетически предположить, что США и Россия договорятся идти к какой-то общей конфигурации мира, найдут компромиссы, то со стороны России вновь потребуются какие-то уступки. Во-первых, Россия может свернуть свою активность в Латинской Америке и перестать претендовать на создание российских военных баз в этом регионе. Во-вторых, сократить количество направленных на Соединённые Штаты Америки ракет. Всё это возможно в том случае, если Америка признает за собой статус одного из центров силы и сократит свою активность на евразийском пространстве, что значительно ущемляет интересы России, бьёт по нашей безопасности и, собственно, дестабилизирует весь Евразийский континент, включая Европу. Это должна быть система двухсторонних уступок и, соответственно, Россия в этом случае может отказаться от своей активности, которая всё возрастает последние годы на двух американских континентах.

Насколько такой сценарий реален? Многие отмечают, что в Пекине Обама с Путиным чуть ли не избегали друг друга - смотрели друг на друга как-то косо, сдержанно, по плечу друг друга не хлопали, хотя, по большому счёту, Россия ничего плохого Америке не сделала. Невооружённым глазом видно, что Обама более молодой политик по сравнению с Путиным, и гораздо менее опытный. Как, человек, который допустил огромное количество политических ошибок за два своих президентских срока, и как политик, претендующий на продолжение своей политической карьеры, он просчитался. Обама не оправдал доверия не только населения США, но и тех элит, которые принимают основные стратегические решения в вопросах глобального позиционирования США на мировой арене.

Собственно, он не справился с ролью наёмного менеджера, который должен был эффективно реализовать всё то, что задумано теневыми американскими элитами, поэтому, скорее всего, на этом история Обамы как активного политика заканчивается. В то время как Путин, напротив, выглядит достаточно уверенно, действует в последние годы всё более эффективно и его политический опыт начинает наконец-то приносить реальные результаты уже в глобальных вопросах.

Таким образом, сопоставление Путина и Обамы получается не в пользу последнего, который находится в состоянии некоего политического штопора - и вряд ли он сможет выйти из него. Поэтому, вообще говоря, Обама должен был искать у Путина поддержки, как минимум, моральной, и пытаться сгладить ту ситуацию, которая возникла после резких, довольно грубых движений США не только на Ближнем Востоке, - что уже даже внутри Америки расценивается как полный провал американской внешней политики, - но и у границ России.

Выходка с Украиной отбросила американо-российские отношения к моменту начала «холодной войны». Более того, фактом является ситуация новой «холодной войны», которая сложилась именно после вероломства и абсолютно безудержной агрессии США против России на пространстве бывшей Украины. Это был уже перебор. Здесь американская администрация сыграла ва-банк и проиграла. Несмотря на то, что она нам доставила значительные неудобства, именно украинская авантюра стала началом сворачивания глобального влияния Америки во всём мире. Это стало следствием именно того, что Россия поняла всю недружественность американского настроя, американской внешней политики, отношения к самой России, и начала отвечать всерьёз. Именно после Украины, именно после сбитого по указке американских стратегов «Боинга», именно после многотысячных жертв среди мирного населения, которые были санкционированы из Вашингтона.

Америка перешла черту. Обама как президент взял на себя ответственность и не удержал ситуацию. Поэтому как политик он закончил свои дни, и единственное, что он может предложить Путину, - это начать процесс сворачивания американского влияния. При содействии и при участии российской стороны. Главе Белого дома пора пошагово обсуждать с хозяином Кремля дорожную карту создания новой системы мировой безопасности, где США будут играть одну из ролей, но далеко не решающую.


Валерий Коровин, директор Центра геополитических экспертиз  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/2599