ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/270
Народ и партии едины
Обида на Россию, которую в Грузии считают главной виновницей всех своих бед, сильна как никогда   18 января 2008, 10:54
 
По вопросу о вступлении Грузии в НАТО существует абсолютный консенсус между всеми политическими и общественными силами страны

Прошедшие в Грузии президентские выборы не принесли никаких сюрпризов. Впрочем, для России они и не могли ничего принести, поскольку наша страна проиграла их ещё задолго до старта предвыборной кампании. Несмотря на пристальное внимание к выборам со стороны отечественных СМИ, “российская карта” не играла в них совершенно никакой роли. Подоплека же развернувшегося между Михаилом Саакашвили и оппозицией противостояния носила точно такой же характер, как и конфликт Эдуарда Шеварднадзе с оппозицией, окончившийся “революцией роз”.

 

Антироссийская риторика является единственным базисом грузинской политики, той основой, на которой в течение последних пятнадцати лет строится грузинская государственность. Антироссийская ориентация – это сознательный выбор грузинских элит.

Как оппозиция режима Шеварднадзе в 2003 году полностью состояла из бывших представителей его окружения, выпавших из существующей системы власти и требующих изменений правил игры, также и все нынешние противники Саакашвили ещё совсем недавно были среди его горячих сторонников. Однако, властолюбие нынешнего грузинского диктатора оказалось даже ещё большим, чем у его предшественника, сохранявшего диалог со своими оппонентами и дававшего возможность им представлять свои позиции на общенациональном уровне, и в конечном итоге ушедшего под давлением народа.

 

У Саакашвили иной темперамент. Для того, чтобы понять, насколько эти выборы были честными, достаточно было лишь приехать в Грузию (что в настоящий момент для гражданина России весьма проблематично, причём по почину самой России). Первое, что бросалось в глаза – это бесчисленные “растяжки” с портретами Саакашвили, висящие по всей стране над основными трассами и заполонившие улицы всех городов Грузии. Следующим впечатлением от грузинских выборов станет эфир местного телевидения. Даже на россиян, привыкших к официозу наших госканалов, откровенность пропаганды единственного кандидата на грузинском ТВ производит шокирующее впечатление, чем-то напоминая киселёвский стиль старого НТВ.

 

Самым же сильным впечатлением от знакомства с местными политическими нравами, безусловно, будет общение с людьми, чьи взгляды далеки от слепого одобрения политики последних лет (а таких в Грузии – подавляющее большинство). Даже причисляющие себя к радикальным оппозиционерам проявляют признаки откровенной запуганности. Встреча с гражданином России для них – очень рискованное мероприятие, на которое надо решиться и к которому нужно подготовиться (например, оставив мобильный телефон дома или договариваясь о встрече с чужого номера).

 

Особенно ярко неприятие Саакашвили проявляется в Тбилиси, в котором найти сторонников бывшего-нынешнего президента очень непросто. И хотя на проспекте Руставели под красно-белыми флагами, неотличимыми от символики российского движения “Наши”, регулярно собирается просаакашвилиевская молодёжь из правительственного “нацдвижения”, подавляющее большинство горожан желает большей свободы политической жизни и поэтому голосует за лидера объединенной оппозиции Левана Гочечиладзе.

 

В регионах ситуация намного спокойнее, но это спокойствие основано, с одной стороны, на усталости народа от потрясений, войн и революций, а с другой - на силе действующей власти, крепко удерживающей в своих руках все управленческие рычаги, готовой пойти на самые крайние меры ради их удержания.

 

Однако, несмотря на весь накал противостояния власти и оппозиции, есть один вопрос, по которому существует абсолютный консенсус между всеми политическими и общественными силами Грузии. Это вопрос о вступлении в НАТО.

 

Идею вхождения Грузии в Североатлантический альянс поддерживают все сколь-нибудь значимые политические силы. И это не удивительно, поскольку такого же мнения придерживаются и подавляющее большинство граждан этой страны.

 

В ходе проходившего одновременно с выборами референдума о вступлении Грузии в НАТО не велось никаких дебатов. Единственным напоминанием о плебисците был постоянно крутившийся по телевидению ролик, в котором говорилось, что вступление в НАТО гарантирует Грузии возвращение утраченных территорий – Абхазии и Южной Осетии.

 

Этого аргумента достаточно, чтобы грузины проголосовали за всё, что угодно. Воля к восстановлению советских границ в стране очень сильна, и обида на Россию, которую в Грузии считают (не без помощи тотальной государственной пропаганды последних пятнадцати лет) главной виновницей всех своих бед, сильна как никогда.

 

Фактически, антироссийская риторика является единственным базисом грузинской политики, то есть той основой, на которой в течение последних пятнадцати лет и строится грузинская государственность. По сути, антироссийская ориентация – это сознательный выбор грузинских элит, полностью принятый населением страны.

 

Поэтому, вряд ли на данный момент можно говорить о возможности переориентации Грузии с Запада на Россию. Даже если бы Россия начала активно действовать, применяя те же сетевые технологии, которые успешно используются в регионе американцами, развязать созданный за прошедшие годы узел противоречий не удастся.

 

А значит, для Грузии нашим выбором будет – “жёсткий сценарий”.


Павел Канищев  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/270