ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/2866
Мир с Турцией. Но сначала Эрдоган должен уйти
Который день не утихают споры о письме Эрдогана к Путину. Например, либеральная публика по поводу этого письма реагирует очень нервно. Всплывают какие-то неточности перевода, хотя не известно, видел ли кто-то оригинал. Перевод же этого письма опубликован   30 июня 2016, 14:13
 
Россия не должна выбирать между позором и войной

Который день не утихают споры о письме Эрдогана к Путину. Например, либеральная публика по поводу этого письма реагирует очень нервно. Всплывают какие-то неточности перевода, хотя не известно, видел ли кто-то оригинал. Перевод же этого письма опубликован пока только на сайте Президента России. И всё же не только письмо, но и дальнейшее развитие событий сегодня в центре нашего внимания. Что всё это значит, что с этим делать и как это понимать?

Эрдоган должен уйти. Это в интересах Турции и только это исправит ситуацию в наших отношениях

Холод союзников: вынужденная мера

Как бы ни оценивать содержание самого письма, сам этот шаг сделан слишком поздно. С учётом той динамики развёртывания исторических событий, которые мы наблюдаем сегодня, особенно на Ближнем Востоке, - смену позиций главных игроков, - Эрдоган фатально опоздал со своими извинениями и уже вошёл в историю, как человек, который испортил отношения России и Турции.

Сбитый российский СУ-24 стал для него моментом истины в отношениях между Турцией и США. И он, конечно, рассчитывал, что США вступятся за Турцию, за режим Эрдогана конкретно, всей своей мощью. Но этого не произошло. Он ждал семь месяцев, и эти долгие семь месяцев тщетного ожидания демонстрируют, какова реальная роль Эрдогана в западной политике.

Не смотря на все попытки Эрдогана выбить из своих западных союзников то самое признание Турции в качестве главного проамериканского игрока на Ближнем Востоке, о которой пишут западные политологи, он этого не дождался. Как не увидел и ту самую демонстрацию силы со стороны Запада, консолидацию вокруг Турции, которая должна была последовать после конфликтной ситуации с Россией, с расчётом на которую Турция и состоит в НАТО.

Европа отреагировала абсолютно холодно и цинично, предложив клике Эрдогана три миллиарда, а потом, пообещав ещё три за то, чтобы он оградил её от потока беженцев, совершенно проигнорировав конфликт с Россией. США вообще практически отмолчались. А некоторые американские политики даже начали критиковать нынешнего президента Турции за такой крайне необдуманный шаг. Поэтому Эрдоган просто был загнан в тупик. То есть, он вынужденно пошёл на эти извинения, понимая, что ни США, ни Европа, ни теперь уже даже Россия не являются для него той силой, на которую можно было бы опереться.

Вот, что пишет Реджеп Эрдоган в своём письме, по версии официальных источников, обосновывая необходимость вновь возобновить отношения с его режимом: «Взяв на себя все риски и приложив большие усилия, мы забрали тело погибшего российского пилота у сирийских оппозиционеров и привезли его в Турцию. Организация предпохоронных процедур была проведена в соответствии с религиозными и военными процедурами. Вся эта работа была проведена нами на уровне, достойном турецко-российских отношений, и я хочу ещё раз выразить свои сочувствия и глубокие соболезнования семье погибшего российского пилота и говорю «Извините». Всем сердцем разделяю их боль. Семью российского пилота мы воспринимаем, как турецкую семью. Во имя облегчения боли и тяжести нанесённого ущерба мы готовы к любой инициативе».

После этого в самой России заговорили о том, что, всё-таки пускай и поздновато, но мы получили то, что хотели: один из трёх элементов важнейшего для страны пазла. Что дальше? Как нам сейчас правильно поступать, чтобы не потерять собственное лицо, но в то же время не углублять конфликт, который, в общем, никому не нужен. Как всё-таки Россия должна реагировать на это?

С учётом всех перечисленных обстоятельств у России на сегодня есть абсолютно прозрачное, кристально ясное решение – это сближение и восстановление отношений между Россией и Турцией без Эрдогана.

Детский лепет и торговля помидорами

Реджеп Эрдоган, если он считает себя серьёзным политиком, обладающим хоть каким-то достоинством, понимая все те проколы и ляпы, которые он уже допустил, понимая ту тяжесть ситуации, в которой оказались российско-турецкие отношения, должен просто уйти, как это делают западные политики. Именно это будет началом действительно полноценного восстановления отношений между Турцией и Россией, а не та аргументация, которую мы слышим. Уйти ради Турции и её интересов, осознавая свою ответственность. Уйти, как сделал это британский премьер Дэвид Кемерон, сделав ставку на сохранение Британии в ЕС и проиграв референдум.

То же, чем пытается оправдаться сейчас Эрдоган, потеряв всякое достоинство серьёзного политика, это просто не состоятельно: они, рискуя чем, забрали тело погибшего лётчика у оппозиции, которую сами создали и поддерживают практически с начала кампании против Сирии? Это их ручная оппозиция, которая по просьбе США финансируется через Турцию, ставшую перевалочной базой, где боевики ДАИШ лечатся, перегруппируются, откуда они заходят в Сирию. И вот это ставит себе в заслугу Эрдоган - что забрал у этой оппозиции тело? Для политика, претендующего на статус президента страны, это просто какой-то детский лепет.

Тело погибшего от рук поощряемых Эрдоганом террористических группировок лётчика - это даже не предмет для торга, а он ведёт себя именно как торговец. Достаточно взглянуть на реакцию турецкой стороны. Они говорят, «да, мы извинились, но перед семьёй, а не перед российским государством, поэтому компенсировать потери за сбитый СУ-24 мы не будем» о чём прямо заявил премьер-министр Турции. Да и то с оговоркой, что семье мы компенсацию заплатим при условии, что семья обратится к нам с соответствующей просьбой, тогда мы рассмотрим эту просьбу. То есть, они торгуются, не выполнив всех трёх условий Путина, сразу же ожидая ответных ходов от России. Это поведение торговца турецкими помидорами на рынке. «Купи помидор, я уступлю. Берёшь? Я пошутил, давай дороже возьми, дешевле попробуй найди…». То есть, это, конечно, не разговор серьёзного политика, тем более это не уровень Путина.

Интересы «семьи» против интересов Турции

Новый премьер-министр как шаг доброй воли к сближению отношений с Россией – ещё один несостоятельный аргумент противников Эрдогана, утверждающих, что, мол, вот новый человек, который ни в чём не виноват, он чист, как стёклышко, давайте с ним вести разговоры. Сами же турецкие эксперты, в момент отставки прежнего премьера, очень много писали о том, что Давутоглу ушёл не «в жертву Путину», а из-за провала переговоров с Евросоюзом. Сейчас же понятно, что уйти с политической арены нужно самому Эрдогану со всей своей семейной группой, а на его место нужна новая команда патриотов Турции, государственников, не заискивающих перед США, не поддерживающих террористов из ДАИШ и готовых к подлинному, а не вынужденному сближению с Россией.

Понимая это, сторонники Эрдогана прибегают к последнему аргументу, за которым – пропасть падения режима: сегодня они утверждают, что смена правящей группы просто невозможна, потому что «Эрдоган – это Турция, Турция – это Эрдоган, на сегодняшний день. И разделить эти понятия невозможно» - заявил политолог Фуад Аббасов в эфире телеканала Царьград.

Это нарочито гипертрофированная переоценка роли Эрдогана во внутритурецкой политике, которого, исходя из событий последних двух лет, можно воспринимать не иначе, как предводителя некой группы людей в турецкой элите. Семьи, которая сразу же, с самого начала, поставила на поток извлечение собственной прибыли из конфликта в Сирии, играя, при этом, на балансе отношений между США и Россией. То есть, спекулируя на российско-американских противоречиях, семья Эрдогана пыталась извлечь максимальную личную прибыль для себя. Для них это источник чистой наживы - сирийская война, весь ближневосточный конфликт.

На стороне России - довольно большая доказательная база. Нефть, которая поставлялась из Сирии, что доказано снимками со спутников. Попытки заработать на переправке беженцев в Европу, превратившейся в крупномасштабный бизнес в интересах его семьи и окружения Эрдогана. Именно Турция как раз и страдает больше всего от его действий – туристический бизнес, турецкий овощной бизнес, строительный бизнес – всё это терпит крах ради личной выгоды группы людей, засевших на вершине турецкой власти. Эрдоган замазан и довольно серьёзно.

Просто уйти

Подлинная независимая позиция в Турции не у Эрдогана, а у Соединённых Штатов Америки. Турция же нужна США только как плацдарм для НАТО. С точки зрения евразийской геополитики, и у Турции, и у России один и тот же стратегический противник – это Запад. И Запад хочет сделать так, чтобы и Турция, и Россия были послушные и делали то, что они хотят. Но куда побежал Эрдоган после сбитого нашего самолёта? Он побежал именно на Запад, в Брюссель на совещание с руководством НАТО, где и просил поддержки вступиться за него перед лицом России. Это говорит о том, что Запад Эрдоган воспринимает как союзника, а Россию – как противника, что явно расходится с интересами Турции.

Ещё один аргумент, упомянутый в письме, о том, что у турецких ВВС не было никаких намерений сбивать российский самолёт, а сам самолёт, мол, был без опознавательных знаков, так же не выдерживает никакой критики. Турецкий самолёт курсировал в зоне полётов задолго до того, как там появился российский СУ-24, и это было хорошо видно на снимках из космоса. Турецкие военные ждали российский самолёт, именно для того, чтобы сбить, а такие действия не осуществляются без санкции на высшем уровне. Самолёт был военный, очевидно российский, и других самолётов там не было.

Но самое показательное, что именно турецкий премьер-министр Давутоглу, ещё году в 2012, комментируя нарушения воздушных границ между Турцией и Грецией турецкими ВВС высказался, почти дословно, следующим образом: «Послушайте, на таких скоростях такие самолёты, - если они на пару секунд залетели даже в воздушное пространство Греции, - послушайте, ну это смехотворно нас в чём-то обвинять».

Семь месяцев к Эрдогану не приходили искренние сочувствия, глубокие соболезнования семье российского пилота. Семь месяцев он всем сердцем не разделял их боль. Семь месяцев! В первые семь часов после того, как Турция нанесла «удар в спину» России, по выражению Путина, это было бы крайне уместно, но не по истечении семи месяцев. То есть, соболезнования не приходили к Эрдогану семь месяцев? Он не понимал, что он сделал? Мало было фактов?

Изменение геополитической обстановки, окончательное закрытие пути в ЕС, безразличие и отсутствие помощи от США, финансовые потери «семьи» - всё это в совокупности заставило извиниться. Если бы не всё это - стал бы Эрдоган извиняться? Не стал бы. Ибо это циничный политик, который не собирался извиняться с самого начала, потому что надеялся на поддержку со стороны Запада. Не получив её, понеся колоссальные потери в своём бизнесе, неофициальном, скажем мягко, в Сирии, и понеся потери от ухода России с турецкого рынка, после отказа от покупки овощей, от туристических услуг, он вынужден был извиниться сквозь зубы. Вставил слово «извините» в своё письмо, и дальше, тут же, моментально, в течение нескольких часов, начал торговаться по дальнейшим условиям.

Путин же ясно, сразу же, с самого начала довольно недвусмысленно заявил о трёх условиях: три условия должны быть выполнены тогда будет какой-то разговор. Нет! Эрдоган выполнил одно условие, уже торгуется, а пройдёт небольшое количество времени, США вновь поддержат его, и Эрдоган пойдёт на попятную, объяснив своё нынешнее письмо тем, что – «я хотел извиниться, но перед семьёй, а не перед Россией». Эрдоган не хочет улучшения отношений с Россией, и готов был бы и дальше находиться с нами в ситуации противостояния, если бы Запад его поддержал. Это политик крайне вредный для Турции, для её интересов и для интересов народа Турции.

У западных политиков есть такая формула, которая нам всегда казалась довольно неприличной. Но почему, если наши западные партнёры всегда используют её, нам бы тоже не использовать «передовой зарубежный опыт». Из уст западных руководителей последнее время постоянно звучит такая формула: «Асад должен уйти»? Сегодня в Турции та же самая ситуация. Эрдоган должен уйти. Это решит проблему.

Тоталитарный режим Эрдогана

Эрдоган должен народу Турции, который и несёт на себе самые большие издержки. Ибо это ни что иное, если использовать терминологию наших западных «партнёров», как тоталитарный режим. Эрдоган узурпировал власть и фальсифицирует выборы. Он недемократичный политик, диктатор, подавляющий свободы – вот набор стандартных аргументов для обоснования отказа от сотрудничества с Эрдоганом.

Можно, конечно, сказать, что это мелочи, какие-то бытовые вещи – помидоры, туризм, компенсация за самолёт, потеря миллиардов долларов турецкой экономикой – всё это ничто по сравнению с той перспективой, которая открывается перед Россией и Турцией – это просто копейки. Однако ж сирийской нефтью Эрдоган не побрезговал. Сюда же плюсуем открытую поддержку террористов ДАИШ и организацию прибыльных каналов незаконной миграции в Европу. Да, Россия тоже теряет от того, что отношения испортились. Но не мы стали инициаторами этого.

Эрдоган привёл Турцию на грань пропасти. Сажая журналистов, расправляясь с оппозицией, кидая за решётку сотни неугодных, Эрдоган, ко всему этому, развязал гражданскую войну на своей собственной территории, уничтожая часть своего же населения, по сути, устроив геноцид курдов вместо диалога с ними. А поддержка ДАИШ не гарантировала ему лояльности со стороны исламистов – многочисленные теракты продолжают сотрясать города Турции.

В этих обстоятельствах нужно разделять Эрдогана и Турцию, интересы Эрдогана и его группы и интересы Турции и турецкого народа. И раздельно обращаться к этим двум категориям. Эрдоган упустил исторический шанс исправить положение быстро. Сегодня диалог с ним – это легитимация его кровавого, недемократичного, жёсткого режима. Это обнуление всего того, что было сделано режимом Эрдогана против России. Мы готовы прощать, но за что? За процеженное сквозь зубы «извините» в адрес не России – как государства, но отдельно взятой семьи?

Эрдоган фатально опоздал со своими извинениями и уже вошёл в историю, как человек, который испортил отношения России и Турции

Сегодня Владимир Путин последний политик в мире, который буквально соблюдает международное право и понимает буквально те тезисы, которые озвучивает. Поэтому здесь нужно также буквально оценивать его позицию. Три условия для того, чтобы идти навстречу Эрдогану: извинения – но кому? Компенсация ущерба. Наказание виновных. Потом дождаться выполнения трёх условий. В случае молчания - предложить Эрдогану покинуть пост президента Турции, сделав ставку на другие политические силы внутри турецкого общества, которых достаточно.

Как правильно заметил на этот счёт Александр Дугин: «Очень трудно будет нашим странам выходить из критического пике, но придётся. Мир между нашими странами на взаимовыгодных условиях принесёт нам гораздо больше, чем война, которая если и нужна, то только третьей силе, готовой спровоцировать конфликт». Однако и в этом случае нам не следует выбирать между позором и войной. Эрдоган должен уйти. Это в интересах Турции и только это исправит ситуацию в наших отношениях.

Валерий Коровин, директор Центра геополитических экспертиз  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/2866