ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/482
На Востоке ждали - на Западе не ожидали
Евразийский вектор внешней политики, набросанный Путиным, закрепляется и углубляется его преемником   26 мая 2008, 16:06
 
Своими первыми зарубежными визитами новый президент России дал понять, что решительного поворота к Западу ожидать не приходится

На прошедшей неделе Дмитрий Медведев предпринял свою первую зарубежную поездку в статусе президента России. Официальных визитов главы государства удостоились восточные соседи России – Казахстан и Китай. Естественно, выбор Медведева послужил предметом всевозможных толкований. Многих наблюдателей удивило то, что, казалось бы, всецело ориентированный на европейский политический опыт Медведев, демонстративно двинулся на Восток.

«Косовский прецедент имеет негативное значение и для Китая. Следует привести слова Ху Цзиньтао о том, что если на олимпиаде в Пекине появится хотя бы один албанский спортсмен из Косово, власти Китая немедленно выдадут его Сербии как преступника».

Большинство западных изданий не скрывает разочарования из-за жеста российского главы, во многом имеющего символический характер. Медведев как бы даёт понять: решительного поворота России лицом к Западу, по крайней мере, в ближайшее время не последует. Напротив, евразийский вектор внешней политики, набросанный Путиным, закрепляется и углубляется его преемником.

 

Официальное объяснение выбора Медведева незамысловато. Казахстан по праву считается наиболее надёжным партнёром России на всём пространстве СНГ. Среди основных направлений сотрудничества, обозначенных в ходе встречи Дмитрия Междедева и Нурсултана Назарбаева – космос, энергетика, взаимная экономическая интеграция.

 

Из братской республики Медведев отправился в Китай. Следуя плотному графику, российский глава встретился с несколькими крупнейшими политиками КНР - премьером Госсовета Вэнь Цзябао, председателем Постоянного комитета ВСНП У Банго, председателем Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Цзя Цинлинем - и даже выступил в аудитории Пекинского университета. Однако, главным пунктом программы, естественно, стала встреча с председателем КНР Ху Цзиньтао, итогом которой стало подписание ряда важных бумаг.

 

Принятые в Пекине документы касаются двух существенных сфер взаимодействия государств. Первая из них охватывает двусторонние экономические отношения. Значительнейшим пунктом в этой сфере стало подписание соглашений по взаимодействию в области мирного атома – на общую сумму около 1 миллиарда долларов. Проект подразумевает как российско-китайский экспорт низкообогащённого урана, так и строительство российской стороной на территории Китая завода по производству ядерного топлива.

 

Вторым фундаментальным аспектом сотрудничества двух стран является международная политика. В последние годы Россия и Китай, неизменно выступающие в паре на всех международных площадках – прежде всего в Совбезе ООН - по главнейшим мировым вопросам, обозначили себя в качестве флагманов нарождающегося контр-атлантистского лагеря. Эта традиция была документально закреплена в ходе прошедшего визита в виде совместной российско-китайской декларации.

 

В принятом 24-го мая документе зафиксирована общность позиций двух стран по таким вопросам, как отделение Косово, милитаризация космоса, международный контроль над вооружениями и, конечно, создание глобальной американской ПРО. «Обе стороны полагают, что создание глобальной системы противоракетной обороны, включая установку на ее размещение в определенных регионах мира, а также шаги в этом направлении, не способствуют поддержанию стратегического баланса и стабильности», - говорится в российско-китайском заявлении.

 

Кроме того, формулировки декларации касательно ситуации на Ближнем Востоке также носят характер предупреждения США в связи с их волюнтаристской политикой в данном регионе. Другой важнейшей темой заявления стал взгляд России и Китая на судьбу ООН.

«Медведев при всей своей внешней либеральности и демонстративной политкорректности, подчёркивая «прагматизм» внешней политики и примат «интересов российских граждан», продолжает игру на контр-атлантистском поле».

«О конкретных направлениях реформирования ООН практически ничего не говорится, однако, очевидно, что, обозначая эту тему, Россия и Китай имеют в виду беспомощность организации, проявленную ей в последнее время под нажимом США», - комментирует итоги российско-китайской встречи историк-китаевед Лев Каждан. – «Естественно, позиция западных стран по Косово не может удовлетворять Китай. Ведь, обратите внимание, последний нашумевший бунт в Тибете последовал непосредственно за отделением Косово и признанием его независимости со стороны США и евро-атлантического сообщества. До этого с 89-го года тибетцы не бунтовали. Естественно, косовский прецедент имеет негативное значение и для Китая. В этом смысле китайская позиция тверда. В качестве иллюстрации можно привести слова Ху Цзиньтао о том, что если на олимпиаде в Пекине появится хотя бы один албанский спортсмен из Косово, власти Китая немедленно выдадут его Сербии как преступника».

 

Кроме прочего, в текущем году готовится к обновлению план действий по реализации положений российско-китайского Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. «Несмотря на значительные успехи, мы с китайскими друзьями не собираемся останавливаться на достигнутом», - заявил по этому поводу Дмитрий Медведев. – «Мы договорились, что в этом году будет принят новый план действий по реализации «большого договора» на период 2009-2012 годов».

 

Подводя итог российско-китайского сотрудничества на международном поле, российский глава отметил, что оно «превратилось в ключевой фактор международной безопасности, без которого невозможно принять основные решения в мире», хоть и признал, что «не всем нравится такого рода взаимодействие между нашими странами».

 

«Медведев при всей своей внешней либеральности и демонстративной политкорректности, подчёркивая «прагматизм» внешней политики и примат «интересов российских граждан», продолжает игру на контр-атлантическом поле», - уверен господин Каждан. По словам эксперта, недопущение однополярной мировой доминации США является важнейшим пунктом доктрины Ден Сяопина, которой руководствуются китайские власти. Это та же самая внешнеполитическая доминанта, которую обозначил и Владимир Путин в своей знаменитой Мюнхенской речи. И именно это является не просто прагматическим, но – концептуальным основанием российско-китайского взаимодействия на глобальном уровне.


Илья Дмитриев  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/482