ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/504
Ограбление по-американски
«Страна предоставляет тебе выбор – или тебя грабят, или ты грабишь»   9 июня 2008, 18:43
 
Совершить преступление в Америке означает лишь вести бизнес другим путем

«Какова цель человеческой жизни? Стать богатым.

Каким путем? Нечестным быстрее, честным дольше.

Честным, только если иначе нельзя».

Марк Твен

 

Американский национальный характер формировался на идее труда и его результате – материальном успехе. Для его достижения американцам были необходимы такие качества, как энергия и умение генерировать новые идеи, способность к преодолению устаревших норм, смелость в нарушении общепринятых запретов, упорство в штурме всех физических и практических границ, отвага первооткрывателя. Эти же качества национального характера являются и причиной высокого уровня преступности в США.

 

«Преступность в нашей стране имеет функциональную роль, и рассматривается обществом не как антиобщественный акт, а как бизнес другим путем, самый короткий путь к богатству», - писал ведущий социолог страны Даниел Белл в 60-70-е годы. Итак, преступность – это американский образ жизни.

«Страна предоставляет тебе выбор – или тебя грабят, или ты грабишь».

Преступность существует во всех общественных системах, но ее специфика и размах определяются доминирующими в обществе культурными ценностями и социальными целями. Преступность в Америке во все времена отличалась от европейской своими масштабами, разнообразием и была результатом демократических и экономических свобод, огромной социальной динамики. Общество ставило единственную цель – богатство. В борьбе за него участвовали многомиллионные массы, что не могло не привести наиболее энергичных и способных преодолевать все барьеры к поискам окольных, обходных путей.

 

Законы юридические и нравственные нарушались всегда, и всегда осуждались как деградация человека, как предательство священных норм жизни. Но к середине XIX века преступление в глазах общественного мнения стало оцениваться иначе. В это время начало формироваться капиталистическое общество, в котором экономика стала занимать центральное место в шкале общественных ценностей.

 

В литературе докапиталистической эпохи преступление воспринималось как индивидуальный выбор, переживаемый героем как трагедия. В XX веке преступление перестало быть выбором личности, утратило трагедийные черты. Как в жизни, так и в литературе преступление стало будничным социальным явлением, одним из способов решения жизненных проблем и, прежде всего, проблем экономических.

 

Теодор Драйзер в своих романах «Титан», «Гений» и «Финансист» показывает героя Каупервуда, который переступает все этические, нравственные и юридические законы, но у него все это оправдано «Делом». Честный путь долог и мало эффективен.

 

«Общество делится на рабов, живущих по принципам рабской морали, и тех кто способен переступить мораль – это те, кто способен создавать богатства и умеет властвовать», - пишет Драйзер в 1913 году, - «Удел слабых - поражение. В отличие от сильных они боятся общественного мнения. Они слишком трусливы, чтобы пойти на риск взять что-либо чужое. Они называют преступниками тех, кто ищет власти и богатства. Миллионеры же, гангстеры и мошенники достигают успеха, потому что борются и поэтому побеждают».

 

Заявление Драйзера может показаться преувеличением, ведь Драйзер – литератор, а литература всегда пользуется преувеличением как профессиональным приемом. Но об этом почти в тех же выражениях говорит и человек практики, закончивший лишь четыре класса церковной школы и не прочитавший в своей жизни ни одной книги - Луиджи (Лаки) Лучиано, босс боссов мафии 30-40-ых годов: «Каждый хотел бы отнять что-либо у других, только у большинства не хватает смелости. У нас, у мафии, она есть».

 

Классик литературы и «титан» американского преступного мира, так же, как и Раскольников Достоевского, делят мир на героев и «тварей дрожащих». Идея петербургского писателя о том, что нельзя пролить «слезинку ребенка», автоматически приводит к тому, что нужно отменить сам прогресс. На миллионах «слезинок» строится мир материалистической цивилизации.

 

«Страна предоставляет тебе выбор – или тебя грабят, или ты грабишь», - говорил Барнум, создатель самого известного в Америке цирка и выставок чудес света. Другая знаменитая фраза Барнума: «Простаки рождаются каждую минуту», – имеет сегодня не меньшее значение, чем 100 лет назад, когда она была произнесена. Ты или «sucker» - недотепа, или «swindler», «sharpie» - острый, находчивый, тот, кто на ходу подметки режет, кто способен всех обвести вокруг пальца.

 

Турчанинов, полковник генштаба русской армии, иммигрировавший в Америку в 1856 году, ставший бригадным генералом в армии Севера в годы Гражданской войны, - «Smart guy, по-нашему ловкач, пройдоха, здесь великое слово. Будь человек величайший негодяй в каком бы то ни было классе сословия, если он не попал на виселицу, он то и почтенный. За ним ухаживают, его мнение первое во всем, его суждениям и приговору верят более, чем библии».

 

Сам концепт обмана и манипуляций лежит в основе культуры рыночного общества. Как говорил еще Цицерон: «Рынок – это призвание тех, кто покупает для того, чтобы перепродать подороже, и они не могут это сделать без наглого и беззастенчивого обмана». Энгельс называл экономику формой дозволенного обмана.

 

В феодальном обществе богатства приобретались насилием, рыночная же демократия предложила более цивилизованные формы – обман, построенный на убеждении. «Вся жизнь рыночного общества построена на завоевании доверия в деловой, политической и индивидуальной жизни. Успех во всех социальных сферах завоевывают только те, кто обладает способностью убеждать, способностью продать свой товар и свои идеи», - социолог Джеймс Комбс.

 

Главный инструмент убеждений – язык. Он отражает приоритет тех или иных качеств в отношениях между людьми в данной культуре, часто просто количеством используемых слов. В американском варианте английского языка существует больше терминов для обозначения различных типов обманщиков и приемов обмана, чем в других языках мира: frauds, charlatans, deceivers, dissemblers, tricksters, swindlers, mountebanks, impostors, hoaxers, fixers, cheats, pretenders, cynics, hypocrites, hoodwinkers, four-flushers, bunk, baloney, buncombe, sham, shilling, bamboozle, him-hamming, chisel, welsh, snake oil, bluffing, a bum steer, rook, flummox, selling a bill of goods, the put-on, a raw deal, diddling, swindling, the snow job, the come-on, the gambit, the royal shaft, the set-up, being fleeced, getting burned, the ream job, conning. Большинство из этих терминов непереводимы, они отражают специфику деловых и человеческих отношений, характерных только для американской культуры, а широта терминологии говорит о степени распространенности и изощренности обмана.

 

Гарри Линберг в своей работе «Мошенник в американской литературе» показывает, что американская культура создала специфическую форму гениальности – гениальности обманщика. Этот социальный тип видит общество как сборище недоумков (suckers), которых он может убедить в своей заботе об их благополучии и таким образом - за чужой счет - создать благополучие собственное.

 

С одной стороны, какой же разумный человек будет действовать против собственных интересов, с другой - в каждом человеке существует желание верить. Мы не всегда доверяем собственным чувствам и убеждениям, но готовы доверять тем, чьи убеждения логичнее и эмоционально более интенсивны, чем наши. Манипулятор не обязательно использует открытый обман, чаще он пользуется логикой доказательств и эмоциональным давлением.

«Вынужденный опираться только на себя, американец определяет свою свободу как независимость от закона и традиций».

В первой половине ХХ века техникой манипуляции владел только тонкий слой населения: бизнесмены, капиталисты, финансисты. Во второй половине ХХ века, с вовлечением масс в экономический процесс, техникой манипуляций стали овладевать все социальные слои. Все в той или иной степени стали бизнесменами, капиталистами, финансистами – все играют на бирже, вкладывают свободные деньги в бизнесы, участвуют в различных формах деловых отношений, а здесь самым важным является умение убеждать, умение купить дешевле, продать дороже. Естественно, что в атмосфере рыночного общества «confidence man», мошенник, превратился в доминирующий социальный тип.

 

В общественной шкале престижа мошенники, добившиеся значительного успеха хитроумным обманом, традиционно занимали очень высокие места. Умение продать товар, который никто в здравом уме не купит, умение продавать все, даже то, что продать нельзя, требует активного творчества. Продажи в широком социальном смысле требуют изощренной изобретательности, и сами качества сэйлзмена-манипулятора наиболее уважаемы в обществе. Недаром в греческой мифологии покровитель творческих профессий Меркурий был богом всех искусств, включая торговлю и воровство.

 

Америка всегда была страной творческого подхода ко всем проблемам, всегда искала и находила новые, небывалые пути и, прежде всего, в создании богатств. Недаром ее называли страной неограниченных возможностей. По замечанию социолога Эмиля Дуркхайма, если возможности беспредельны, если предел - только небеса, то и ограничения, практические и моральные барьеры, могут быть преодолены.

 

Специфическое прошлое Америки состоит в том, что американская цивилизация создавалась в условиях первозданной природы: первых колонистов окружали дикие леса, на них нападали звери и аборигены. В итоге это сформировало характерный подход к решению проблем – ищется самый короткий и самый простой путь. Завоевание нового континента требовало сиюминутных решений, практичность в достижении цели.

 

Окруженный первозданной природой, американский колонист должен был забыть о морали - в борьбе с природой моралист не выживал. Мораль – результат развития цивилизации, и вне цивилизации неприменима. Поступок правилен, когда он ведет к выживанию, и неправилен, когда ставит жизнь под угрозу. На моральные реминисценции просто не было времени.

 

Процесс развития капитализма с одной стороны создавал новый мир разветвленной цивилизации, противостоящий природе в своем материальном воплощении и в то же время возвращал человеческое общество к тем формам отношений, которые существовали в природе – борьбе за выживание, в которой побеждает сильнейший. Условия конкурентной борьбы требовали творческого подхода и мгновенных решений, уголовные законы и законы морали усложняли путь к достижению цели, поэтому преступление как инструмент делового процесса стало органической чертой нового общества.

 

Как сказал Генри Торо: «Вынужденный опираться только на себя, американец определяет свою свободу как независимость от закона и традиций. Американец принимает закон, когда он на его стороне, и отвергает, если он против. Только он сам решает, что справедливо и что нет».


Михель Гофман, выпускник Колумбийского университета  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/504