ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/738
Произнести последнее слово
Ясно, к какой политической традиции апеллирует господин Ольмерт, произнося известные слова в известный день   13 ноября 2008, 15:00
 
Политический мир Израиля осознает необходимость смягчения своей позиции в палестинской проблеме, но по целому ряду причин никак не может решиться вынести решение

Сенсационное заявление сделал недавно исполняющий обязанности премьер-министра Израиля Эхуд Ольмерт. По мнению уходящего главы правительства, в интересах мирного урегулирования Израилю следует пойти на территориальные уступки палестинцам. «Если мы хотим сохранить Израиль еврейским и демократическим, то должны отдать часть своей родины, о которой мы мечтали в течение поколений, даже арабские кварталы Иерусалима, и вернуться к границам 1967 года, за определенными исключениями», - заявил Ольмерт в понедельник на заседании Кнессета, посвященном памяти бывшего премьер-министра страны Ицхака Рабина.

Политическое руководство Израиля все последние годы испытывало перекрестное влияние правых и левых тенденций в еврейском гражданском обществе, склоняясь временами то в одну, то в другую сторону.

При этом в речи премьера многие присутствующие различили неожиданные тревожные интонации. По его словам времени для принятия спасительного решения остается совсем немного. «Момент истины наступил, от него нельзя убежать, но можно упустить шанс, если, не дай бог, мы потеряем международную поддержку принципа «двух государств для двух народов».

Прежде чем дать оценку этому заявлению, определив его актуальный политический контекст, следует сказать несколько слов о значении даты, к которой оно приурочено.

Ицхак Рабин, годовщину смерти которого израильтяне отмечают на государственном уровне, не просто политик, но тот, кого бы мы сейчас назвали «культовым деятелем». С его именем связана идентичность политического еврейства не одного поколения, так как он принимал активное участие в событиях, сформировавших еврейское государство в том виде, в каком оно существует сейчас.

Прежде всего речь идет о войне за независимость Израиля 1948-1949 годов, в которой Рабин принимал участие в качестве боевого командира, и о переговорах по статусу Палестинской автономии. Знаменитое «Соглашение в Осло», определившее его на годы вперед, со стороны Израиля было подписано именно Рабином. За свою военно-политическую карьеру Рабин успел сменить несколько должностей в правительстве, в частности, дважды побывать на посту премьер-министра.

За годы позиция политика по палестинскому вопросу претерпела существенные изменения – от установки на жесткое подавление интифады до признания прав палестинцев на контроль над своими землями. За подписание «Соглашения в Осло» Рабин даже был награжден Нобелевской премией мира. С тех пор он стал знаковой фигурой для так называемого левого политического еврейства, выступающего за перспективы мирного урегулирования палестинского вопроса и готового идти на уступки арабам.

Естественно, представители этого течения и выступление Ольмерта восприняли с воодушевлением. Так, движение «Шалом ахшав» («Мир сегодня») уже объявило речь главы правительства исторической.

Соответственно, для представителей национально-религиозного лагеря Рабин стал образцовым антигероем. Этот статус и стал причиной гибели политика от рук представителей право-экстремистских кругов.

Вполне возможно, что слова исполняющего обязанности премьера звучат недостаточно убедительно именно из-за того, в какой момент они произнесены.

Исходя их этого, становится ясно, к какой политической традиции апеллирует господин Ольмерт, произнося известные слова в известный день. Дело в том, что политическое руководство Израиля все последние годы испытывало перекрестное влияние обеих названных тенденций в еврейском гражданском обществе, склоняясь временами то в одну, то в другую сторону. Отклонения были связаны как с убеждениями самих политиков, так и с международной конъюнктурой. А нередко от соблюдения баланса между этими тенденциями, от умения угодить и правым, и левым напрямую зависело политическое выживание того или иного деятеля.

На значение этих факторов и призывают обратить внимание специалисты по ближневосточной проблематике, отмечая, что сегодня Израиль особенно чутко реагирует на изменения общемирового политического фона. В этой связи неизменным ориентиром для страны остается ее главный партнер в глобальном мире – США.

«Заявление Ольмерта – это следствие внутренней борьбы среди израильских политиков», - считает председатель Исламского комитета России, знаток религиозно-политического аспекта ближневосточной проблематики Гейдар Джемаль. – «Это следствие тяжелого положения Ольмерта, я уже не говорю о тяжелом положении самого Израиля. Израиль отчетливо увидел, что в нынешнее ситуации, после того, как на выборах в США победил Барак Обама, Америка больше не является безотказной машиной поддержки, что будет диалог с ХАМАС, которому положил начало еще демократ Картер. В этих условиях Израиль совершает своего рода приветливые помахивания хвостом, чтобы обозначить то, что Израиль не такой уж жестокий и страшный, что у него есть человеческое лицо».

Нетрудно догадаться, какова должна быть реакция на речь Ольмерта в правых кругах. Впрочем, каких бы то ни было серьезных и громких заявлений на этот счет с их стороны пока не поступало. Вполне возможно, что слова исполняющего обязанности премьера звучат недостаточно убедительно именно из-за того, в какой момент они произнесены. Ведь Ольмерт покидает свой пост уже зимой, и ему нет нужды так же тщательно взвешивать свои слова, как это приходится делать тем, кто просчитывает свои шаги в долгосрочной перспективе. Что же касается вероятных кандидатов на премьерское кресло, то, насколько известно, никто из них не заявлял о приверженности столь радикальным позициям.

Как бы там ни было, сегодня о реальности политического решения речи пока и не идет. Слова уходящего премьера, произнесенные под занавес, больше похожи на тест или, если угодно, информационную провокацию, осуществленную с целью изучения реакции и прощупывания специфики складывающегося вновь внешнеполитического контекста. В любом случае, будет проведена левая политическая линия Израиля в жизнь, или нет, будет зависеть от конкретных событий, которым еще только предстоит произойти в конце нынешнего – начале следующего года.


Илья Дмитриев  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/738