ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/752
Утопия, вывернутая наизнанку
Из всех естественных качеств человека Америка выделила те, которые соответствовали условиям конкурентной борьбы, борьбы за власть и богатство   22 октября 2015, 09:00
 
Запутавшись в экспериментах по строительству справедливого общества, Соединенные Штаты в итоге преподнесли миру идеологию либерализма

Новый Порядок - это идеал общества, в котором реализована социальная гармония, осуществлен абсолютный порядок. Мечта об идеальном общественном устройстве, Новом Порядке, родилась в древней Греции, и основные принципы этого идеала были сформулированы Платоном в книге «Утопия». Однако идеи Нового Порядка оставались в забвении до протестантской Реформации. В этот период Томасом Мором и Кампанеллой под влиянием платоновских идей были написаны социалистические утопии. Обе они были связаны с открытием нового континента - Америки. Только в Новом Свете можно было осуществить мечту человечества об идеальном обществе, так как, по мнению гуманистических мыслителей того времени, Старый Свет, погрязший в пороках, был обречен, и в Европе не существовало сил, способных расчистить эти авгиевы конюшни.

Начав с коллективного, коммунального ведения хозяйства, первые американские колонисты вскоре перешли на более продуктивный вариант экономики, основанный на индивидуальном интересе.

Герой «Утопии» Томаса Мора, Гитлодей, участвуя в путешествии Америго Веспуччи, просит оставить его на острове рядом с американским континентом, где он и попадает в государство Утопию, живущее по законам, установленным мудрым законодателем Утопом. В Утопии нет частной собственности. Все граждане без исключения работают, «никто не сидит праздно и каждый занимается своим ремеслом». Исключение составляет не управляющая элита, а служивое чиновничество, бюрократия, которая посвящает себя созданию законов и наведением порядка. Все продукты труда распределяются равномерно. Одежда у всех одинакова, как и одинаковы жилища и сами города, которые «в такой степени похожи друг на друга, что тот, кто увидел один город, тот узнает все города Утопии». Принцип стандартизации жизни в «правильном» обществе появился в уже в самых ранних социалистических теориях и опытах.

Через сто лет после появления «Утопии» был опубликован «Город Солнца» Кампанеллы, в котором более подробно, с множеством деталей, описывается общество, построенное на тех же принципах равенства и стандартизации. Труд обязателен для всех. Жены общие. Детей воспитывают не родители, а общество. За отклонения от общепринятых норм поведения и единообразия одежды следуют жестокие наказания. Принципы жизни, предложенные утопистами, впоследствии стали называть социализмом. Но еще до их научного обоснования гуманистами эпохи Просвещения идеи социализма применялись на практике в средневековых коммунах-сектах анабаптистов, катаров, гуситов, альбигойцев, моравских братьев и многих других. Жизнь каждой из сект ограничивалась всего несколькими годами, прежде всего потому, что у них не было экономической базы - земля принадлежала потомственной аристократии, поэтому практика коммун, еретических сект средневековья, не могла распространиться на все общество.

У американских пуритан, в отличие от их европейских предшественников, была экономическая база для строительства Божьего Царства на земле. Земля в Америке принадлежала тем, кто ее обрабатывал. Пуритане, создавшие первые колонии в Новом Свете, бежали из аморальной, порочной Европы, и видели свое будущее как образец для всего остального мира.

Первые британские колонисты в Плимуте на севере и в Джорджтауне на юге проводили опыты создания Нового Порядка. Капитан Смит, первый лидер общины в Джорджтауне, ввел принцип жизни, выражавшийся идеей раннего христианства, высказанной апостолом Павлом, - «Кто не работает - тот не ест». Следующей ступенью развития этой идеи была формула «Время - деньги», выросшая из протестантского постулата, что каждый час, проведенный в бездействии, украден от труда во славу Господа.

Начав с коллективного, коммунального ведения хозяйства, первые американские колонисты вскоре перешли на более продуктивный вариант экономики, основанный на индивидуальном интересе. Но попытки создать коллективистскую модель Нового Порядка продолжались и в XIX веке. Как пишет американский историк Кумар, «в Америке XIX века практиковалось больше коммунизма, чем в любое другое время в любой другой стране».

Одним из теоретиков коммунизма был просветитель Чарльз Фурье. В его системе общество состоит из фаланстеров. Каждый фаланстер, в который входит 1620 человек, размещается в одном шестиэтажном здания с несколькими корпусами, где каждый из корпусов предназначен для работы, общественных собраний и отдыха.

Фурье считал, что все разнообразие человеческих типов исчерпывается 810, поэтому все население фаланстера было классифицировано по своим типовым психологическим и физическим качествам. Каждый выполняет свою работу и получает свою долю развлечений. «От каждого по способностям, каждому по труду». Распределение удовольствий и развлечений по этому принципу должно было стать тем средством, которое позволит поддерживать порядок в фаланстере.

Другой коммунист-утопист, Роберт Оуэн, первым ввел в обиход слово социализм, и первая коммуна, которую он создал в Соединенных Штатах, Новая Гармония, была фабрикой, принадлежавшей членам коммуны-кооператива. Впоследствии она стала моделью рационального ведения индустриального производства.

Утопия же Фурье была антииндустриальной. Члены фурьеристких фаланг работали, но занимались только тем, что было для них привлекательно, делая неприятную для всех работу поочередно. Группы внутри фаланги формировались не на основе производственных отношений, а на принципе личной притягательности друг к другу - по словам Фурье, на страстях, на абсолютной ценности личности и самовыражении в разнообразных формах деятельности.

Фурье считал, что удовлетворение инстинктов, страстей индивида, является основной силой развития общества: «Нет ни единой страсти бесполезной или плохой, все они воплощение качеств, данных человеку природой, т. е. Богом». Истинное социалистическое общество должно поощрять все то, что считается пороками. Моральные принципы, запрещающие проявление природных качеств человека, вредны, потому что они запрещают человеку проявлять свою божественную природу. «Все эти философские выверты, которые называют долгом, выдуманы людьми, а страсти, влеченья, даны Богом». Труд необходим только для создания самого необходимого, а создание и накопление богатств, как цель общества, противоречит истинной цели личности - самореализации в творческом процессе общения с другими людьми, в счастье, наслаждении самой жизнью.

Центром концепции Фурье был индивид, личность, расцвету которой во всех ее проявлениях должно всемерно помогать общество. Коллектив, по Фурье, это собрание личностей, в котором свободно расцветают все качества человека, подавляемые в «нормальном» обществе, а сужение человека до «нормы» не что иное, как уничтожение личности.

Но все американские коммуны, построенные на коллективной экономике, имели короткую жизнь, так как всеобщее равенство приводило к всеобщей нищете. Коммуна «Новая Гармония», созданная Робертом Оуэном, была основана в 1825 году и просуществовала 3 года, Этьен Кабэ в Иллинойсе создал «Икарию» в 1850-м - существовала 5 лет, Вильгельм Вейтлинг - «Коммунию» в 1851 году в Айове - 5 лет.

Американские коммунистические эксперименты не могли не привлечь внимания русских социалистов. По свидетельству Короленко, «эмиграция в Америку влекла многих русских, мечтавших о коммунистических опытах». Из всех социальных утопий коммунистическая утопия Фурье была наиболее близка общим идеалам русской интеллигенции. Четвертый сон Натальи Павловны в романе Чернышевского был литературной интерпретацией идеи Фурье о свободной любви. Достоевский за свое участие в кружке петрашевцев, изучавших идеи Фурье, поплатился каторгой.

Идеи Фурье были популярны в России в среде русской интеллигенции, воспитанной на европейской индивидуалистической культуре, но они не могли привиться в стране, где более 90% населения были безграмотны и жили в условиях, построенной на коллективизме сельской общины, без каких-либо связей с общемировой культурой. Однако идеалы предреволюционной интеллигенции были использованы большевиками, и идеи Фурье вошли как важная составляющая в лозунги советской пропаганды - расцвет личности объявлялся целью коммунизма.

При этом идеи Фурье не были популярны в американском обществе, которое строилось на принципе индивидуального интереса, а сама личность оценивалась только по количеству созданных человеком богатств. Система Фурье, в которой отношения внутри общества строились на принципах доверия и бескорыстия, противоречила основным постулатам всеобщей конкуренции и индивидуального успеха.

Но, хотя система Фурье была отвергнута, идеи других просветителей - Руссо, Сен-Симона, Дидро, Вольтера были использованы. Центральная тема эпохи Просвещения - освобождение естественного начала в человеке. Но естественное можно понимать по-разному, это может быть доброта и отзывчивость, естественен также и эгоизм, забота только о себе. Из всех естественных качеств человека Америка выделила те, которые соответствовали условиям конкурентной борьбы, борьбы за власть и богатство. Они возникали органически, без внешнего нажима, в процессе выживания, борьбы всех со всеми.

Европа же, следуя в том же русле, в воспитании необходимых для развития экономики «естественных качеств», использовала традиционные методы - государственное насилие. В Британии второй половины XIX века, безработные городские жители и безземельные крестьяне загонялись насильно на фабрики, где они жили в рабочих казармах в условиях армейской дисциплины. Задолго до британского опыта, еще в начале XIX века Аракчеев провел успешный, но локальный эксперимент создания трудовых лагерей - военных поселений. В России того времени его опыт не привился, но большевики сумели его воспроизвести на другой, массовой основе, в размахе всей страны, когда по инициативе Троцкого начали создаваться трудовые армии.

Америка не пошла по европейскому пути казарменного социализма - у нее были другие средства воспитания масс. В насильственном принуждении к труду не было необходимости, так как иммигранты со всех стран мира добровольно принимали условия жизни, в которых завод, фабрика и рабочие трущобы, состоящие из семейных хибар вокруг, были лишь временным эпицентром их существования, первой ступенью их жизни в новой стране, предоставляющей возможности, которых у них не было в странах откуда они прибыли. Многовековая мечта человечества об обществе всеобщего благоденствия стала впервые воплощаться в жизнь США, где была создана ее основа - производство продуктов массового потребления, превратившееся в инструмент воспитания масс.

В течении веков религия была основным общественным институтом, который регулировал все аспекты жизни, воспитывавшим нравственность, мораль (общественный интерес), правила поведения. Но религия не стремилась улучшить условия жизни людей, она просто не ставила перед собой такой задачи. Церковь увековечивала разделение на бедных и богатых. Бедняк не мог стать богачом. Не только он сам, но и все поколения его потомков были обречены на вечную нищету. Церковь взывала к духовным ценностям, насаждая их огнем и мечом, и с безразличием смотрела на широко распространенную и унижающую нищету, лишавшую людей элементарного человеческого достоинства. Забота о материальной стороне жизни была объявлена низкой, низменной, недостойной человека, главной целью жизни было ее высокое духовное содержание. В этих условиях призыв к духовной жизни выглядел как надругательство.

В период средневековья, созидательная, творческая энергия масс находилась под спудом церкви, в период Возрождения эта энергия начала проявлять себя в самых разнообразных формах, начал формироваться новый тип человека - тип Строителя, Созидателя, Творца, Буржуа.

Последовавшая за Возрождением Протестантская Реформация провозгласила ценности нового, буржуазного класса: труд - высшая религиозная ценность. Католицизм говорил о человеке как центре вселенной, но был неспособен изменить жизнь людей к лучшему и начал уступать свои позиции протестантизму, в котором человек ценен только тем, что он создает. Протестантская Реформация было первой в истории Европы истинной революцией, она повернула направление развития цивилизации на 180 градусов - она изменила основы миропонимания всех населявших Европу народов. Все последовавшие революции были лишь продолжением и развитием фундаментальных идей той эпохи.

«Дайте людям хлеб насущный, а потом спрашивайте их о духовной жизни», - таков был основной постулат Просвещения, наследницы протестантской Реформации. Материалистическое мировоззрение прививалось наукой, которую Просвещение превратило в новую форму религии.

Позиция американской демократии, которая использовала идеи протестантизма для создания новых форм общественных отношений, оказалась наиболее действенной. Американский протестантизм отличался от своего европейского варианта тем, что внес в христианство не только мощный элемент рационализма и прагматизма, но и идею постоянного приспособления религии к изменяющимся условиям общественной жизни. Одна из наиболее влиятельных протестантских сект Америки, созданная в конце XIX века, прокламировала идею рационализма, в отличии от других сект, открыто, в своем названии, - «Christian Science», секта христианской науки.

Массовая культура прививала новые ценности жизни, основанные на экономическом интересе, и в процессе гонки за материальным богатством, вечные ценности нравственность, мораль, духовное начало, утрачивали какое-либо значение.

Массовая культура, возникшая впервые в Соединенных Штатах, так же, как и наука, стала эффективным средством изменения общественного сознания. Приспосабливаясь к требованиям рынка, массовая культура прививала новые ценности жизни, основанные на экономическом интересе, и в процессе всеобщей гонки за материальным богатством, вечные ценности нравственность, мораль, духовное начало, утрачивали какое-либо значение.

Страна всегда жила на принципе постоянного изменения, традиции одного поколения отвергались последующими, поэтому процесс приспособления общественного сознания и морали к постоянно меняющимся требованиям экономики проходил достаточно безболезненно.

Идея Нового Порядка прошла длительный процесс трансформации, и ее конечным результатом стал социализм. Сегодня многие страны западного мира - Англия, Франция, Швеция, Италия обозначают свое социальное устройство, как социализм.

Что явилось причиной появления социализма, как реальной социальной практики тотального контроля? Социализм вышел на общественную арену в тот период развития экономики, когда частную собственность сменила общественная, коллективная.

Карл Маркс обнаружил эту тенденцию в период становления индустриального общества середины XIX века. Эта тенденция прослеживается в любой стране, вставшей на путь индустриализации экономики. Огромная «коллективная собственность», созданная в процессе индустриализации миллионами работников, сконцентрировалась в руках управляющей элиты, и в ее руках появился мощный инструмент переустройства общества. Марксизм объявлял, что общество живет по незыблемым историческим законам, сводя всю сложность общественного развития к борьбе классов. Экономический либерализм говорит о существовании других законов, законов свободного рынка, в котором нет борьбы классов, а есть только борьба между индивидами.

Лицензия на знание истины - законов истории - привела советскую систему с ее «научным коммунизмом» к полному краху. Сегодня место коммунистической идеологии с ее «научностью» занимает не менее «научная» идеология свободного рынка. Счастье придет к человечеству в результате подчинения общества требованиям рынка. А рынок сможет до конца использовать весь свой гигантский потенциал, создав стандартный ценник на все формы человеческих отношений. На рынок должно быть выставлено все - любовь и ненависть, уважение и презрение, идеалы и убеждения. Все должно продаваться и покупаться. Простота и удобства этой системы очевидна, экономический подход ко всем проблемам упрощает сложность и запутанность человеческой жизни, он вводит в рамки стандарта условия жизни, все формы отношений, поведение, мышление, культуру.

«Полная унификация жизни, как асфальтовый каток, выравнивает, уплощает ландшафт общества и ведет нас к тоталитаризму», - отмечал в 1957 году Бернард Розенберг, автор книги «Массовая культура».

Точкой отсчета в появлении тоталитарных форм считается появление фашизма. Но тенденции к его появлению были заложены уже в первый период создания материалистической или индустриальной цивилизации, во времена Токвиля, о котором газета Washington Post писала в апреле 2007 года: «Алексис Токвиль - выдающаяся фигура политической мысли XIX столетия, наравне с Карлом Марксом и Джоном Стюартом Миллем, и гораздо более прозорливым чем любой из них. Более чем кто-либо в Европе его времени он видел куда движется история».

Алекс Токвиль, 1836 год: «Я думаю, что сила средств контроля над обществом, которым обладает демократия, не сравнимы ни с чем, что существовало в прошлом. Я боюсь, что в будущем общество создаст унифицированные институты, одинаковые для всех мечты и желания, стандартные манеры поведения... Там не будет жажды новых идей, и человек бессмысленно истратит свою энергию на достижение какой-либо чепухи. Внешнее движение будет происходить постоянно, но человечество остановится в процессе своего истинного развития».


Михель Гофман  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/752