ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/83
Булавой достанем до Гавайев
Россия - не Иран, и перспектива увидеть «кузькину мать» у американцев действительно весьма велика, если поведение последних будет реально угрожать российским интересам и безопасности   20 марта 2015, 09:00
 
На протяжении всей постсоветской истории США стремятся ослабить возможности российских стратегических сил ядерного сдерживания - это единственное, чего они боятся

Еще летом 2007 года Пентагон в докладе Конгрессу США заявил, что Америке крайне необходимо создавать новые системы вооружений для «быстрого глобального удара» (Prompt Global Strike). Однако, согласно тогдашнему прогнозу, за исключением переоснащения баллистических ракет морского базирования Trident обычными, не ядерными боеголовками, все другие варианты появятся не ранее 2015 года.

Американцы хотели и хотят всеми способами ослабить возможности российских стратегических сил ядерного сдерживания и их потенциал ответно-встречного удара.

«Необходима разработка технологических вариантов для борьбы с сетью государств-изгоев, негосударственных игроков и террористов, вооруженных оружием массового уничтожения (ОМУ)», - значилось в распространенной в Вашингтоне несекретной части доклада о стратегии Минобороны США в сфере борьбы с ОМУ.

О каком «быстром глобальном ударе» тогда шла речь? На кого и против кого он должен был быть направлен? Официально - это «пугало Ирана» и других стран «оси зла». Однако на тот момент у Ирана не было ракет, которые были бы способны добраться не только до Центрального парка в Нью-Йорке, но и до Лазенок, роскошного парка в польской столице. Что уж говорить о Северной Корее и других «изгоях». С тех пор, между прочим, несмотря на многочисленные предупреждения экспертов (главным образом, что характерно, израильских), ситуация в этом плане не изменилась: пока ни у Ирана, ни у КНДР нет баллистических ракет, способных «достать» Америку. Правда, эксперты упорно предрекали достижение странами-«изгоями» необходимого уровня развития техники именно в 2015-2016 годах, но пока Белому дому в этом плане везет.

Другой вопрос: зачем США пытались разместить в Польше свои противоракеты GBI (Ground-Based Interceptor)? Напомним, в начале 2007 года было объявлено о решении Белого дома создать к 2015 году третий район американской ПРО в Польше с десятью (на первых порах) противоракетами. Также планировалось развернуть GBI неподалеку от города Гранд-Форкса, штат Северная Дакота. Согласно планам того времени, общий арсенал GBI мог составить 1400 противоракет. Однако в целом высокая стоимость и недостаточная эффективность системы привели к замораживанию ее развития в 2009 году решением администрации Барака Обамы. К 2011 году на Аляске и в Калифорнии суммарно было размещено всего 30 противоракет GBI и дальнейшее их развертывание не планировалось. Соответственно, были аннулированы и планы создания позиционного района ПРО в Польше.

Но, как говорится, свято место пусто не бывает: взамен Вашингтон провозгласил так называемый «Поэтапный адаптивный подход» (Phased, Adaptive Approach) к организации ПРО в Европе. Утверждалось, что данный подход основывается на реальной оценке все той же «иранской ракетной угрозы», а развертывание систем ПРО в его рамках будет производиться в соответствии с требованиями доказанной эффективности, учетом критерия «стоимость-эффективность» и отвечать условиям «меняющейся обстановки в сфере безопасности». В техническом отношении основой новой концепции ПРО стал упор на развитие систем противоракетной обороны морского базирования.

Но в Иране ли на самом деле дело? Ответ на все поставленные вопросы один: американцы хотели и хотят всеми способами ослабить возможности российских стратегических сил ядерного сдерживания и их потенциал ответно-встречного удара. Отсюда и те самые слова Джорджа Буша, произнесенные им в июле 2007: «Обеспечить безопасность Европы от ракетной угрозы тех стран, лидеры которых не особенно разделяют наш образ жизни».

Россия - не Иран, и перспектива увидеть «кузькину мать» у американцев действительно весьма велика, если поведение последних будет реально угрожать российским интересам и безопасности.

По состоянию на 1 июня 2014 года в составе стратегических ядерных сил России находилось 367 боеспособных (но не обязательно развернутых) стратегических носителей, способных нести 2038 ядерных боезарядов. И наверняка они, несмотря на стабильное сокращение количества ядерного оружия России согласно подписанному в мае 2002 года договору о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), снятся пентагоновским генералам в кошмарных снах, заставляя Вашингтон запускать в космос спутники контроля за российской территорией и размещать радиолокационные станции слежения за русскими в Латвии, Эстонии, Норвегии, Великобритании, Дании, Японии, Чехии, на Алеутских и Маршалловых островах, в Гранд-Форксе, не забывая при этом разрабатывать все новые и новые программы противоракетной обороны.

В создавшихся условиях от России как никогда прежде требуется пересмотр подхода к своей военной доктрине и системе стратегического сдерживания.

Даже второй этап «Поэтапного адаптивного подхода» американской ПРО вступает в действие только с текущего 2015 года. Поэтому в военном потенциале США до сих пор сохраняется серьезный «пробел», не позволяющий американским вооруженным силам наносить удары в глобальном масштабе по целям, для уничтожения которых критическое значение имеет фактор времени. Как говорится, слабое, но все же утешение. Да и то, лишь временное.

В создавшихся условиях, когда политическая напряженность на международной арене возрастает с каждым днем, а НАТО все больше позиционирует себя противником российского государства, от России как никогда прежде требуется пересмотр подхода к своей военной доктрине и системе стратегического сдерживания.

Согласно общепринятой точке зрения, установка нового твердотопливного баллистического ракетного комплекса Р-30 «Булава-30» на подводные лодки проекта 955 «Борей» и перевооружение лодок проекта 941 «Акула» восстановит изменившийся баланс сил в российских стратегических наступательных вооруженных силах. Новая ракета не только остановит старение, но и выведет ударную мощь морского компонента на новую качественную ступень. «Булава» способна нести 10 ядерных блоков индивидуального наведения с возможностью маневра по рысканию и тангажу, впрочем, в открытых источниках информация о ядерных блоках «Булавы» противоречива.

К настоящему времени произведено 22 испытательных пусков «Булавы», тринадцать из них признаны успешными (в ходе первого пуска запускался массогабаритный макет ракеты), два (седьмой и восьмой) - частично успешными. Последний испытательный пуск ракеты был произведен 28 ноября 2014 года с борта АПЛ «Александр Невский» в акватории Баренцева моря по полигону Кура на Камчатке - «Булава» успешно поразила цель. Между прочим, по некоторым своих характеристикам, в частности, точности попадания в цель, новая баллистическая ракета является «близкой родственницей» ракетного комплекса стратегического назначения РТ-2ПМ2 «Тополь-М» - обе ракеты были разработаны Московским институтом теплотехники.

Что касается ракетоносителей, то на данный момент головной корабль серии российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» (РПКСН) четвертого поколения (проект 955 «Борей») - «Юрий Долгорукий» находится в составе Северного флота, второй - «Александр Невский» и третий - «Владимир Мономах» - в составе Тихоокеанского флота. Четвертый - «Князь Владимир» и пятый - «Князь Олег» находятся в стадии постройки. Шестой - «Генералиссимус Суворов» заложен 26 декабря 2014 года. Всего же, согласно планам 2011 года, к 2018 году планируется построить 8 кораблей проекта 955 «Борей».

Впрочем, на «Булаве» Россия не намерена останавливаться. Еще в сентябре 2012 года командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) генерал-полковник Сергей Каракаев заявил, что к 2018 году Россия создаст новую тяжелую межконтинентальную баллистическую ракету (МБР). Поясняя необходимость создания новой МБР, военачальник указал на следующее обстоятельство: при том, что развертывание американской стороной космического эшелона ударных средств противоракетной обороны не исключено, поскольку в США активно проводятся различные работы в этом направлении, потенциала российских малогабаритных твердотопливных МБР для преодоления такой ПРО может не хватить. По имеющимся сведениям, новая ракета заменит известную тяжелую баллистическую ракету Р-36М2 «Воевода», которую на Западе называют именем «Сатана». До этого все последние российские разработки межконтинентальных баллистических ракет - как морского базирования («Булава»), так и сухопутного («Тополь-М», «Ярс») - являлись твердотопливными.

Достаточно очевидно, что к 2018 году России новая ракета будет жизненно необходима. А то и раньше.


Константин Андреев  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/83