ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/855
Прицельный огонь
«Что касается противоракетной обороны, то мы уже неоднократно говорили публично, что она, по нашему глубочайшему убеждению, напрямую затрагивает стратегический арсенал Российской Федерации»   16 февраля 2009, 08:30
 
Американская сторона еще не определилась со своей системой противоракетной обороны в Восточной Европе, но вовсю использует ее в качестве разменной монеты в международных процессах

С новой администрацией Белого дома во всём мире связывают много надежд. Одна из них касается продвижения на пути разрешения спора между Россией и США по вопросу об американской ПРО в Восточной Европе. До сих пор, правда, на этот счет прозвучало только одно официальное заявление. Новый вице-президент США Джозеф Байден в ходе своего выступления на международной конференции по безопасности в Мюнхене заявил, что новая администрация намерена проводить консультации с Россией по данному вопросу. Заявление сразу же было воспринято в Москве как «обнадёживающий сигнал, настраивающий на рабочий лад». Однако, ничего более конкретного до сих пор сказано не было.

«Демократы, которые сейчас не только представлены в администрации, но и контролируют обе палаты конгресса, с самого начала очень сильно сомневались в целесообразности этой программы».

Впрочем, в конце минувшей недели в прессе появилась любопытная информация на эту тему. Некий анонимный сотрудник американской администрации сообщил журналистам, что «темпы развёртывания» элементов ПРО в Польше и Чехии могут быть замедлены – в том случае, если Россия согласится посодействовать США в давлении на главный, по их мнению, источник ядерной угрозы – Иран. «Если нам удастся объединить усилия, чтобы убедить Иран отказаться от разработки ядерного оружия, мы сможем замедлить темпы развертывания противоракетной обороны в Европе», - заявил аноним в интервью агентству Рейтер.

Вдобавок к этому наблюдатели обращают внимание на то, что проект третьего позиционного кольца ПРО целиком принадлежал ушедшей республиканской администрации, и новому президенту требуется время, чтобы как следует изучить проект и сформировать собственный взгляд на проблему. Некоторые из экспертов, в частности - президент Института стратегических оценок и анализа Александр Коновалов, считают, что проект может быть свёрнут просто потому, что новое руководство США признает его неэффективным.

«Демократы, которые сейчас не только представлены в администрации, но и контролируют обе палаты конгресса, с самого начала очень сильно сомневались в целесообразности этой программы», - заявил господин Коновалов в ходе интервью корреспонденту портала «Евразия». – «Программа плохо оттестирована – она ещё не подтвердила своей надёжности и, может быть, так и не подтвердит. Они представляют, на что им предстоит выбросить такие большие деньги в кризисный период. Здесь у Обамы подход рациональный – он уже не раз заявлял, что если его убедят в том, что система функциональна, что эти деньги будут работать, тогда он эту программу санкционирует. Да и то, как он сказал, по консультациям с союзниками и с Россией. Это то, чего никто в Америке до сих пор не говорил.

Правда, помимо факторов, способствующих тому, чтобы не произошло развёртывания системы, есть и противоположные. Иран недавно запустил искусственный спутник Земли и работает над модификацией ракет, которые могли бы иметь радиус действия 3-4, а то и 5-6 тысяч километров. Если Иран будет идти в этом направлении, то давление на то, чтобы ПРО в том или ином виде появилась, будет возрастать - и возрастать значительно».

На сегодняшний день ничто не служит гарантией того, что и теперь сторонам удастся сдвинуться с мёртвой точки.

Таким образом, мы видим, что и точка зрения господина Коновалова, и приведённые выше слова американского представителя лежат в русле подхода, при котором Россия и США могли бы, перестав меряться статусом, всерьёз объединить дипломатические и, если потребуется, военно-стратегические усилия ради предотвращения угрозы, исходящей с Ближнего Востока.

Но совершенно вразрез с этим звучат слова российских представителей о том, что, по их оценкам, ПРО США направлена отнюдь не на предотвращение угрозы, исходящей от Ирана, но на изменение российско-американского ядерного баланса в пользу Америки. Такая точка зрения в своё время была озвучена и Владимиром Путиным, и представителями российских силовых структур. Совсем недавно в аналогичном ключе высказался и глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров.

«Что касается противоракетной обороны, то мы уже неоднократно говорили публично, объясняли на профессиональном экспертном уровне, в том числе и по прямым каналам в контактах с нашими американскими партнерами, что она, по нашей экспертной профессиональной оценке, по нашему глубочайшему убеждению, не имеет отношения к иранской ядерной программе, она имеет отношение к стратегической стабильности, к стратегическом паритету и она напрямую затрагивает стратегический арсенал Российской Федерации», - заявил министр.

По тому, в каком сложном противоречии находятся все вышеизложенные соображения, можно судить о том, насколько запущена была тема в период правления республиканцев, насколько велика степень взаимной отчуждённости Москвы и Вашингтона и непрозрачности вопроса в целом.

Впрочем, на сегодняшний день ничто не служит гарантией того, что и теперь сторонам удастся сдвинуться с мёртвой точки. Оправдаются надежды оптимистов на «потепление» российско-американских отношений или нет, мы сможем узнать, только когда процесс диалога будет углублён, и лидеры стран смогут лично обсудить проблему. А это, по словам того же Лаврова, произойдёт не раньше 2 апреля, на которое намечена первая встреча президентов России и США.


Артём Полетаев  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/855