ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/863
Отечество, защити защитников своих
В войнах ближайшего будущего основными факторами успеха будут новейшие технологии, точечные операции и информационное воздействие. Готовность же РА к новым вызовам остается под большим вопросом   23 февраля 2009, 09:00
 
Современная российская армия во многом представляет из себя инерционное явление, возникшее на останках советской армии, при этом международная обстановка требует незамедлительного проведения глубокой военной реформы

23 февраля – день, когда наша страна чествует своих защитников, как никакой другой подходит для того, чтобы поразмышлять о судьбах национальной армии.

Несмотря на нелестные оценки путей развития вооружённых сил страны, последнюю крупную операцию российской армии эксперты рассматривают как показатель её, пусть ограниченной, но эффективности.

В преддверии Дня защитника Отечества 16 февраля в Москве в Русском стратегическом совете (РСС) состоялось заседание «круглого стола» на тему «Современное состояние и перспективы укрепления Вооруженных сил России». Внимание участников обсуждения было сосредоточено на оценке состояния российских ВС на сегодняшний момент и перспективах их дальнейшего развития – с оглядкой на актуальный международный контекст.

В целом оценки экспертов оказались не очень утешительными, хотя были отмечены и позитивные моменты. Основным же пунктом, на котором сошлись точки зрения всех участников, состоял в том, что современные российские ВС – явление переходное.

«Нынешнее критическое состояние ВС РФ соответствует политико-экономической обстановке в стране либерального происхождения, международной обстановке, характеризующейся как мировой системный кризис, и переходу человечества через постиндустриальный барьер», - отметил в своем выступлении заместитель директора Института российско-китайского стратегического взаимодействия, полковник запаса Андрей Девятов. – «Таким образом, обстановка диктует необходимость проведения глубокой военной реформы, что предполагает отказ от теории и практики времен «холодной войны». Доминирующая в военно-политических кругах инерция взглядов на «угрожаемый период», «отражение внезапного нападения», «стратегическое прикрытие», «мобилизационное развертывание», «стратегические оборонительные операции начального периода войны на театрах военных действий» тормозят военную реформу».

«Без понимания характера войны в постиндустриальном мире, уяснения роли и места войск РФ в глобальном мире, осознания образа современных вооруженных сил страны, как конечного результата реформы, - невозможно успешно решить задачи военного строительства», - подчеркнул эксперт.

Руководитель Института брендинга и коммуникаций Андрей Соболев обратил внимание на тот факт, что современная российская армия во многом представляет из себя инерционное явление, и всё лучшее в ней составляет наследие армии советской. «До сих пор опасения в отношении России кроятся в ее недавнем прошлом, когда на международной арене боялись и уважали силу и мощь СССР и его доблестной Красной Армии», - заявил он.

«В настоящее время «Российская Армия» («РА») как бренд специфической организации, существующий в том числе в сознании общества и выполняющий важнейшие профессиональные функции, в сравнении с брендом «Советская Армия» («СА») не выдерживает никакой критики. И это, несмотря на то, что бренд «СА» и ее наследие до сих пор подвергаются уничижительной критике в России и за рубежом. В современной России даже во внутриармейской коммуникации восприятие бренда «РА» не намного выше по сравнению со всем российским обществом. Таким образом, сегодня бренд «РА» настолько и тем же хуже «СА», насколько современная РФ, как страна, хуже и слабее своего предшественника – СССР».

На взаимосвязь состояния армии и государства в целом указал и директор Института информационных войн, полковник запаса Сергей Небренчин: «С крушением Советского Союза его правопреемница Россия оказалась под сильным внешним влиянием. Она лишилась значительной части своего суверенитета, были серьезно подорваны основы безопасности и обороноспособности страны. Армия и другие силовые структуры были брошены на растерзание либерально-демократической общественности и прозападных СМИ. Несмотря на предпринимаемы меры с начала текущего столетия, кардинально изменить положение дел в государстве и обществе и, как следствие, в силовых структурах не удалось. Ни один из признаков силы и мощи Вооруженных сил так и не был реконструирован или возрожден с учетом современных реалий. Современная Российская Армия вынуждена проживать богатое наследие периода советского военного строительства, оставаться на плаву за счет советских кадров, техники и вооружений, материально-технического имиджа, и даже имиджа легендарной и несокрушимой Красной Армии».

Однако, несмотря на столь нелестные оценки путей развития вооружённых сил страны, последнюю крупную операцию российской армии эксперты рассматривают как показатель её, пусть ограниченной, но эффективности. И это, как отметили участники обсуждения, также по большей части обусловлено её хорошей «наследственностью».

Помимо этого Андрей Девятов указал на ценность опыта, приобретённого российскими военными в ходе проведения антитеррористических операций в проблемных регионах страны: «Практика боевого применения войск в Южной Осетии и Абхазии подтвердила опыт контртеррористических операций по наведению конституционного порядка» в Чечне. Стала очевидной перспектива использования ВС РФ в основном для силового контроля федеральных и ближних зарубежных территорий - подавления акций экстремизма, сепаратизма и мятежей на местах, в форме «карательных операций», с использованием бригад постоянной готовности с силами поддержки и обеспечения, под оперативным управлением территориальных командований «контрактных войск охраны района».

«Геополитические недруги уже давно для себя решили: международный трибунал в Гааге – это самая слабая кара тем, кто пытается укреплять государственность страны».

Президент Фонда национальной и международной безопасности, генерал-майор Леонид Шершнев дополнил коллегу, указав на ценность опыта информационного противостояния, развернувшегося между Россией и блоком стран Запада в отношении кавказских событий: «Еще одним уроком скоротечной войны на Южном Кавказе следует рассматривать опыт участия России и ее ВС в жестком информационно-психологическом противоборстве вокруг августовских событий. В неравной схватке с разнокалиберной информационной СМИ стран НАТО и их сателлитов Россия, в конце концов, проиграла, но порой держалась очень достойно. Таким образом, стало ясно, чтобы противостоять враждебным СМИ, действия которых скоординированы по месту и времени, целям и задачам, формам и методам, содержанию и каналам воздействия, необходимо располагать собственным самым современным психотронным оружием».

Именно современные вызовы и новейшие способы ведения боя стали предметом рассмотрения заключительной части мероприятия. Эксперты сошлись во мнении, что в войнах ближайшего будущего основными факторами успеха будут новейшие технологии, точечные операции и информационное воздействие. Готовность же РА к новым вызовам остаётся сегодня под большим вопросом. Акцент именно на этих сторонах подготовки, по мнению выступавших, и должен лечь в основу текущей армейской реформы.

«В целях кардинального изменения ситуации в сфере обеспечения обороноспособности страны крайне важно на теоретическом уровне выработать и внедрить в военную практику новые понятия современной войны, включающие в себя применение информационно-психологических, организационно-управленческих, финансово-экономических, диверсионно-террористических и иных современных средств достижения победы в войне, вооруженном конфликте, военной кампании», - подчеркнул главный редактор концептуально-аналитической газеты «Знание-Власть!», подполковник запаса КГБ Валерий Задерей.

«Важнейшей органической составляющей силовых структур должна стать информационная служба, предназначенная для участия в информационно-психологическом противоборстве с противником уже в мирное время, а не только с началом боевых действий. В целях подготовки профессиональных кадров в информационной сфере необходимо создать специальный вуз, в котором может осуществляться подготовка соответствующих специалистов для других ведомств страны», - дополнил коллегу Сергей Небренчин.

Моральный итог заседания подвёл Леонид Шершнев, обративший внимание на то, что внимание к оборонной политике всегда являлось и, что особенно важно, является сегодня важнейшей составляющей государственного дела в России. Поэтому, несмотря на кризис, невзирая на сложность задачи, власть обязана выработать в отношении развития национальной армии более основательный подход.

«Чтобы приступить к строительству принципиально новой современной армии, которая должна будет стать подлинным защитником интересов государства и народа, суверенитета и территориальной целостности страны, руководству необходимо осознать, что дальше отступать некуда, позади пропасть, за которой исчезновение нашей самобытной цивилизации в нынешних государственных границах. Пока в нашем обществе будут спорить о том, что сделал, а чего не успел сделать наш главный руководитель страны, начиная с 2000 года, геополитические недруги уже давно для себя решили: международный трибунал в Гааге – это самая слабая кара тем, кто пытается укреплять государственность страны, отстаивать ее национальные интересы, крепить армию и флот. Поэтому терять нам всем больше нечего. Поэтому вперед и с песней!» - напутствовал военный.


Подготовил Илья Дмитриев  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/863