ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/868
Человек – это звучит гордо?
Человек, выпавший из рациональной структуры общества, попадает в область психологии и становится пациентом психоаналитика   28 февраля 2009, 09:00
 
Согласно структурной социологии человек со стороны коллективного сознания определяется совокупностью своих социальных ролей, а со стороны коллективного бессознательного оказывается функцией господствующих в его глубинах сил

В Московском Государственном Университете им. Ломоносова успешно стартовал курс «Структурной социологии». Первая лекция Александра Дугина из цикла, отслеживающего путь развития социологической науки от ее классических учений до структурализма, состоялась 25 февраля. Как заметил профессор в начале лекции, основание социологического факультета МГУ не случайно произошло по инициативе философа Владимира Добренькова – ведь социология как дисциплина имеет свои корни именно в философии, в той ее области, которая обращалась непосредственно к обществу. Поэтому любые серьезные и глубокие изыскания в области социологии в конечном счете неизбежно требуют философского осмысления.

С точки зрения социального максимализма социальный логос абсолютен. Но иногда случается так, что индивидуум выпадает из этой стройной системы. Куда же он в такой ситуации попадает?

Профессор Дугин замечает, что существуют некоторые сложности с четким определением предмета изучения социологии. Ясно одно, говорит он, - речь идет о человеке и человеческих взаимоотношениях. А далее необходимо выделить то общее, что содержится во всех разрозненных определениях предмета социологии - это и будет главным. «Предмет социологии – это нечто интуитивное. Можно определить объект социологии как обобщающее целое, которое, дробясь, дает нам индивидуума, - поясняет философ. - Социология начинается с целого».

Далее профессор делает обзор социологических теорий и показывает, какой интересный путь прошла наука в своем развитии – от попытки построения механистической модели общества, функционирующего по строгим законам и уравнениям социологии с естественнонаучными дисциплинами, до конструирования структурной социологии как социологии глубин.

Социология как наука начала свое существование с легкой руки философов-позитивистов. Огюст Конт - первый социолог и основоположник позитивистской философии, - а также другие представители этого философского направления придали социологии статус гуманистической светской религии и отвели ей место на вершине прогресса.

В противовес позитивистам немецкий социолог Фердинанд Тённис говорит о развитии социума от состояния общины (Gemeinschaft), в которой господствуют недоговорные семейные отношения, к обществу (Gesellschaft), которое строится на отчужденных договорных отношениях.

Так как для социологии в целом характерна общая идея о первичности общества по отношению к индивидууму, обозревая социологические учения далее, Александр Дугин предлагает представить некую ось, на одном конце которой находятся теории социологического максимализма, на другом – социологического минимализма. Соответственно идеи Карла Маркса о полной предопределенности человека его принадлежностью к определенному классу и Макса Вебера об огромной роли индивидуального начала человека в обществе располагаются на разных концах этой оси. Таким образом, любая социологическая теория занимает свое место на подобной оси в соответствии с ее отношением к общему.

Описывая учение философа Питирима Сорокина, который собственно и ввел термин «структурная социология», Дугин подводит к очень важному моменту в развитии социологической науки. Этот этап становления дисциплины связан с возникновением структуралистской философии, основанной в свою очередь на структурной лингвистике. Выделяя два типа анализа – парадигмальный и синтагматический, лингвисты применяют их к языку и речи соответственно.

Если сделать перенос этих видов анализа на общество, то мы увидим, говорит профессор, что «социология в своей философской подоплеке рассматривает общество в первую очередь парадигматически». Другими словами, задача социолога – это изучение парадигмальных одновременных структур общества, на основе которых разворачиваются конкретные исторические условия или, применяя лингвистический термин, - синтагмы.

До определенного момента социология занимается изучением лишь одного уровня общества – это рациональный пласт, который расшифровывается и интерпретируется логически. Этот уровень носит название социального логоса и представляет собой область коллективного или общественного сознания. Сформировалась также классическая схема этого социального логоса, с помощью которого описывается и анализируется общество. Структура социального логоса имеет четыре оси – ось власти, ось престижа, ось денег и ось образования. Подобная структура лежит в основе социальной стратификации, и именно в этой системе координат двигается человек, принимая на себя ту или иную социальную роль.

С точки зрения социального максимализма социальный логос абсолютен. Но иногда случается так, что индивидуум выпадает из этой стройной системы. Куда же он в такой ситуации попадает? Ответ на этот вопрос появляется с наступлением новой эры социологии. В определенный момент становится очевидным, говорит Александр Дугин, что помимо уровня коллективного сознания существует еще что-то, что не поддается рациональному анализу. Здесь наступает переломный момент для социологической науки. Попытка сконструировать механистическую модель общества и выстроить социологию как строгую науку по аналогии с другими естественнонаучными дисциплинами терпит неудачу. Это происходит потому, что само естественнонаучное знание с возникновением теории относительности и квантовой теории переходит на качественно новый уровень.

Инициатическая мобильность, открытая для разных структур общества, являлась неотъемлемой характеристикой древних традиционных обществ.

Благодаря структуралистам, в частности основателю структурной антропологии Клоду Леви-Строссу, исследовавшему традиционные общества, в социологию входит фундаментальная структурная модель. Это модель состоит из двух уровней – «логоса» в числителе и «мифоса» в знаменателе. Структуралисты также используют термины «керигмы» и «структуры». Основная идея, заложенная в данной схеме, заключается в том, что в любом обществе и в любой культуре наличествуют оба уровня.

Наклеивание ярлыка недоразвитости на традиционные общества представителями западноевропейской цивилизации связано с ее специфическим путем развития – путем прогресса и очищения рационального уровня от мифа. Как показали структуралисты, традиционные культуры являются вовсе не отсталыми, а просто-напросто другими. «Логос» не приходит на смену «мифосу», они сосуществуют и взаимодействуют.

Итак, философ делает вывод: «Сбои в структуре социального логоса являются не случайными отклонениями и помехами, а целенаправленной работой того, кто живет в подвале». Здесь и появляется ответ на поставленный ранее вопрос. Человек, выпавший из рациональной структуры общества, попадает в область психологии и становится пациентом психоаналитика.

Исследования структуралистов стали своего рода предтечей настоящего переворота в социокультурной топике, который произвели открытия Зигмунда Фрейда и затем его ученика Карла Густава Юнга.

Фрейд описывает структуру человеческой личности, в которой сознание (Ego) дополняется уровнем бессознательного (Es). Сознание постоянно штурмуется импульсами, идущими из подсознания - так возникают различного рода неврозы и психозы. Успешное же осмысление иррациональных посылов из области бессознательного приводит к формированию Super-ego – «сверх-я», что, по сути, и является социальным логосом.

Юнг как последователь своего учителя идет еще дальше и вводит в фрейдовскую схему понятие коллективного бессознательного как глубинного уровня человеческой личности. Он очень подробно описывает структуру человека, выделяя в ней три основных уровня – сознание с его экзогенными и эндогенными аспектами, субъективное личное бессознательное и коллективное бессознательное. Глубинные пласты коллективного бессознательного могут подниматься, вызывая соответственно понижение ментального уровня, что является причиной психических заболеваний. Таким образом, говорит Александр Дугин, «в социум через персону поступает гигантская воронка огромной психологической деятельности, которую ведет Ego, отталкиваясь от коллективного бессознательного».

В результате мы получаем социологическую концепцию, в которой человек со стороны коллективного сознания определяется совокупностью своих социальных ролей, а со стороны коллективного бессознательного оказывается функцией тех сил, которые господствуют в его глубинах. Роль индивидуума оказывается минимальной в обоих случаях.

В конце столь фундаментального экскурса в историю развития социологической науки философ делает очень важное дополнение в модель социологического логоса. К классическим четырем осям, принизывающим общество, Дугин добавляет пятую ось, которую называет осью индивидуации, инициации или счастья. Индивидуация, согласно юнгеанской терминологии, представляет собой процесс переноса содержания коллективного бессознательного в сознание. Человека, успешно прошедшего этот путь и оказавшегося на вершине этой пятой оси, можно назвать счастливым. Инициатическая мобильность, открытая для разных структур общества, являлась неотъемлемой характеристикой древних традиционных обществ.

Слушателей последующих лекций курса структурной социологии ждет более детальный анализ уровней бессознательного и погружение в еще более глубинные структуры бытия.


Юлия Дмитриева  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/868