ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/871
День и ночь подружить
Определенный этнос владеет конкретным режимом коллективного бессознательного, который можно определить по народному фольклору и эпическим сказаниям   3 марта 2009, 09:00
 
Средства малоизвестной дисциплины социология воображения помогут урегулировать взрывоопасною ситуацию на мультиэтническом Юге России

населения. На протяжении многих веков здесь соседствуют самые разнообразные религиозные, языковые и мировоззренческие культуры. При этом нельзя обойти вниманием тот факт, что для Кавказа характерен высокий уровень конфликтогенности.

Особенность социологии воображения состоит в том, что она объясняет логос через мифос и не отрицает объяснение мифоса через логос.

Объяснения этому находят самые разные - политическая нестабильность, религиозная неприязнь, влияние внешних факторов, таких как, например, насаждение среди чеченского населения, где традиционно распространен суфизм, салафизма (ваххабизма) - обновленческой и крайне буквалистской версии суннизма. В геополитическом плане Кавказ с подачи Бжезинского часто называют Евразийскими Балканами, входящими в континентальную дугу нестабильности.

Понятно, что для урегулирования и создания благополучной атмосферы в многонациональном и мультикультурном обществе этого сложного региона одной военной силой или подачками из центра не обойдешься. Необходим иной подход.

Проблему понимания психологии других этносов на глубинном уровне начали понимать и американцы, находящиеся в горячих точках Ближнего Востока и Средней Азии. Например, Пентагоном в прошлом году были созданы специальные группы «Human Terrain», в которые входят специалисты по местной культуре, социологи и компьютерному программированию. Эти группы разбросаны среди военных подразделений, их задачей является установление доверительных отношений с местным населением Ирака и Афганистана и, по возможности, вербовка их представителей в свой лагерь.

Казалось бы, многие этносы Кавказа входят в состав Российской Федерации и имеют давние дружеские связи со своими соседями. Однако, как показывает статистика, зачастую проблемы возникают на ровном месте. Решить их можно посредством малоизвестной научной дисциплины социология воображения. Одним из ее основоположников является французский ученый Жильбер Дюран, а в России его идеи стали доступны благодаря профессору МГУ Александру Дугину, которым был прочитан цикл лекций по социологии воображения во второй половине февраля в Южном Федеральном Университете.

Никто не станет отрицать важности такой дисциплины как психология, а вместе с социологическим подходом она может дать ответы на, казалось бы, тупиковые вопросы. Фрейд исследовал индивидуальную психику и ее отклонения, Юнг сконцентрировался на коллективном бессознательном, предложив термин «архетип», другие исследователи находили связи коллективного бессознательного с политической культурой и государственной политикой (Райх, Канетти, Ле Бон).

По Жильберу Дюрану в социуме существует два уровня - логос, т. е. рациональная составляющая и мифос, ее иррациональный уровень, связанный с архетипами бессознательного. Особенность социологии воображения состоит в том, что она объясняет логос через мифос и не отрицает объяснение мифоса через логос. Более того, французское слово «l’imaginaire» является и «воображением», и «воображающим», и «воображаемым». А само «l’imaginaire» является реакцией на смерть и время.

Казаки как представители героического коллективного бессознательного поселились в Прикавказье, став органичным звеном между кавказскими народами с их diurne и великоросами с их nocturne.

У людей может быть два вида реакции на смерть и время. Первый вид называется режимом diurne - дневным и героическим. Его смысл заключается в борьбе со смертью и временем. На уровне архетипов это проявляется в мифологических образах борьбы героя с чудовищем, стремлением к полету в небеса и т. п. Второй вид носит название nocturne, ночной, он направлен на союз со смертью и временем. В свою очередь он подразделяется на два типа - мистический, когда человек отождествляется со смертью (для него характерны мифы о матери), и драматический, с которым связаны циклы перевоплощения и брака.

Дневной режим относится к мускулиноидному, а ночной - к феминоидному типу, однако, это не значит, что мужчина в своем коллективном бессознательном будет носить режим diurne, а женщина - nocturne. Определенный этнос владеет конкретным режимом коллективного бессознательного, который можно определить по народному фольклору и эпическим сказаниям. Например, древнегерманский эпос повествует о герое Беовульфе, который убил одно чудовище, а потом вступил в сражение с его матерью. Сказание о Зигфриде рассказывает подобную историю. В нартском эпосе народов Кавказа герои имеют родственные связи с небожителями и зачастую наведываются к ним в гости. Это режим diurne. А у финно-угорских народов мы в качестве обязательных атрибутов находим реки и волшебных рыб. Нечто подобное есть и в русских сказках - спуск героя в подземное царство, лежание на печи, сиделки с Бабой-Ягой, золотые рыбки и щучьи веления. Однозначно, это относится к ночному режиму.

Большинство народов Кавказа имеют дневной режим. А по Дюрану русские казаки (донские, терские и из других войск) в отличие от великоросов обладают таким же режимом, как осетины, абхазы, черкесы и др. Непонятно, как он сложился – искусственно, когда уже сформировалось казацкое общество военного типа, либо посредством индивидуумов, являвшихся носителями diurne (как известно, в казаки принимали и беглых крестьян, которые были недовольны взаимоотношениями с властью). Как бы там ни было, казаки как представители героического коллективного бессознательного поселились в Прикавказье, став органичным звеном между кавказскими народами с их diurne и великоросами с их nocturne.

Это лишь небольшой экскурс в историю Юга России через призму современной французской психоаналитики. Эту науку можно применять и для выстраивания взаимоотношений с представителями других этносов. Зная, каким типом коллективного бессознательного обладает представитель определенного общества, и умея расшифровывать мифологические комплексы, можно будет лучше понять социальные табу, религиозную этику и межплеменные отношения исследуемого этноса, что в итоге и пойдет на пользу современным этнополитическим процессам.


Леонид Савин  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/871